Тора матери – глава Ноах

грабеж - глава ноах
Комментарий к недельной главе “для мамы” и подходящая к нему история, чтобы рассказать детям

Глава Ноах

Наша недельная глава рассказывает о Ноахе, который был единственным праведником в своем поколении. Окружающие его люди, звери и даже земля нарушали все законы, как человеческие, так и Б-жественные. Не было того греха, который бы они не совершали – кровопролитие, безнравственность, идолопоклонство, грабеж и воровство. Но именно грабеж оказывается последней каплей для терпения Творца.

Раши, комментируя 13 пасук 6 главы, пишет: “И окончательно был подписан им (поколению потопа) приговор не за что иное, как грабеж”.

Почему же именно грабеж оказывается последней каплей, которая переполняет чашу терпения Всевышнего, разве кровопролитие и разврат не больший грех?

Мидраш Раба описывает, как выглядел грабеж в поколении Ноаха: “Что такое злодеяние и что такое грабеж? Сказал рабби Ханина: — Злодеяние — стоимостью в пруту [и выше], а грабеж — меньше стоимости пруты. И так поступали люди поколения потопа: один вынимал корзину, полную бобов, другой приходил и забирал меньше, чем на пруту, и каждый подходил и забирал меньше, чем на пруту, чтобы тот не смог отнять у него бобы по суду.” (прута – самая мелкая монета)

И поясняет Мидраш Раба: “сказал Святой, благословен Он: вы поступали не по правилам, и Я поступлю с вами не по правилам”. Таким образом, Всевышний говорит, вы грабите так хитро, что судить вас за грабеж я не могу, следовательно и дать наказание, полагающееся за грабеж, тоже не могу, а потому Я просто наведу потоп и уничтожу.

Кстати, надо иметь ввиду, что бобовые, о которых идет речь (на иврите תורמוסים, а по-русски люпин) были самым простым видом бобовых, ими и скотину кормили, и сами ели, то есть тот,  кто собирался их есть или продавать, скорее всего, был человеком не только не богатым, а просто бедным. Поколение потопа не просто грабит, а грабит хитро, изощренно, зная законы, и формально, можно сказать, их не нарушая! У такого грабителя нет ни жалости, ни милосердия, он грабит в открытую и нагло. Не случайно в Талмуде именно грабеж называется самым наглым качеством.

Раби Шломо из Радомска в своем комментарии к Пятикнижию “Тиферет Шломо” задает еще более беспощадный вопрос: “Не понятно мне, что с того, что злодеи грабили один другого? (То есть, все грабили всех, и вся их жизнь и вся их собственность так были важны в глазах Всевышнего) …Если  звери в лесу отбирают друг у друга, разве это считается грехом?” И далее раби Шломо привод  замечательный мидраш, по которому Авраам спросил Шема, сына Ноаха, как удалось им спастись во время потопа? И Шем отвечает, что знает только одно, что все время в течение потопа, пока были в ковчеге, они жалели животных, занимались ими и тем, что каждому из них было необходимо. В заслугу этого Всевышний смилостивился над ними. И продолжает раби Шломо: “Мера за меру получили, и поступки их (Ноаха и его семьи) милосердие пробудили и спас их Всевышний. Если бы у поколения потопа было бы милосердие друг к другу, то пробудилось бы оно и у Всевышнего, но вся земля наполнилась развратом и милосердия не было и (потому) был подписан приговор”.

Таким образом – именно наглый грабеж, в открытую и так, что формально закон не нарушается и судить невозможно, является не просто грехом и злодеянием, а полной противоположностью  милосердию.

Именно потому, что это не отдельное, единичное явление, а образ жизни, следовательно, сознательный выбор человека, он  не оставляет  места для милосердия. И как не было в сердце у современников Ноаха ни капли милосердия друг к другу, так у Всевышнего не было милосердия к ним.

В нашей жизни мы зачастую не замечаем сами, как грабим друг друга, не обязательно это должно касаться собственности, это может быть кража сна, кража времени и даже кража хорошего настроения. Давайте же постараемся отнестись с  милосердием друг к другу, с  вниманием к чувствам, настроению и потребностям даже самых младших в семье.

История от мамы: Не допустить грабежа

Рассказывают, что рав Йосеф Шалом Эльяшив (пусть будет благословенна память праведника) был очень осторожен с малейшим подозрением на грабеж, воровство.

Однажды пришел к нему человек с вопросом по еврейскому закону (алахе), и после разговора рав Эльяшив попросил его уточнить некоторые детали с близкими, и предложил позвонить из ближайшего телефонного автомата домой и более того, предложил оплатить этот разговор.

Через несколько дней этот человек снова пришел к раву за советом, но уже по другому вопросу. Увидев его, рав сказал, что должен попросить у него прощения и даже его наградить. В ответ на изумленный взгляд, он пояснил:

– Несколько дней назад, когда Вы приходили за советом, я попросил Вас уточнить некоторые детали с близкими, но я не предложил Вам позвонить по тому телефону, который стоял на столе и из-за этого Вам пришлось спуститься на улицу и звонить из автомата. Дело в том, что в свое время я был судьей в раввинском суде, и мне полагается бесплатное время для разговоров по телефону, в связи с этим я внимательно слежу, чтобы только я разговаривал по нему, и никто другой.

Этот, очень наглядный, пример поведения праведника – полная противоположность грабежа.