Глава Вайера
Наша глава начинается с того, что к Аврааму, который, согласно мидрашу, совсем недавно сделал брит-мила и сидел при входе в шатер в ожидании гостей, приходят 3 ангела в образе путников. И сказано: “И поднял он глаза свои, и увидел: вот три человека стоят возле него, и, увидев, он побежал навстречу им”.
Дважды псуким повторяют нам “и увидел”, а, как известно, в Торе нет ничего лишнего, ни одного лишнего слова. Отчего же не было сказано “и увидел, и побежал им навстречу”, почему Авраам бежит навстречу гостям (ангелам) только после того, как “увидел” во второй раз?
Что же особенное “увидел” Авраам во второй раз?
В Берейшит Раба мы находим интересное объяснение: “Сказал он (Авраам): — Если увижу, что Шхина ожидает их, буду я знать, что они достойны; а если увижу, что они оказывают почести друг другу, буду я знать, что они благородны. Когда же увидел, что оказывают они друг другу почести, понял, что они [существа] благородные”.
Первый “взгляд” позволяет Аврааму увидеть, что к нему пришли особые гости и Шхина над ними; присмотревшись, посмотрев второй раз, он видит, что они благородны, потому что уважают друг друга, и именно это качество – уважение друг к другу – заставляет его бежать им навстречу. Рав Шмулевич поясняет, что “из этого мидраша мы видим, что может быть умный, достойный человек, но все же есть сомнения, благороден ли он. И видно благородство именно в том, как он умеет с уважением относиться к другому”.
Не случайно в трактате “Авот” говорится: “Бен Зома говорит: кто уважаем – (тот кто) уважает все живое”, не сказано “мудрец”, “гений” или “праведник”, а именно “уважающий все живое”. Уважение к другому человеку, живому существу, ко всему живому – основа этого мира.
Не случайно и одно из определений Всевышнего “מלך הכבוד” (по-русски это часто переводят как “Царь Славы”, однако на иврите употребляется именно слово “кавод”, уважение). Всевышний с “уважением” относится к созданному им миру в целом и к человеку в частности.
Неумение уважать другого человека не только говорит об отсутствии цельности в человеке и (как следствие) невозможности служить Всевышнему полностью и правильно, но и наказание за это огромно.
Ученики р. Акивы (24 тысячи человек) были невероятно знающими и умными, но умерли, как говорится в трактате “Йевамот”, “за то, что не относились друг к другу с уважением”. Второй Храм, как известно, был разрушен из-за беспричинной ненависти, а беспричинная ненависть – это и отсутствие уважения друг к другу. (Мудрецы в трактате “Гитин” поясняют нам, что “как же велика сила стыда, если Всевышний помог Бар Камце и разрушил свой дом и сжег свой шатер”. Таким образом, оказывается, что для Всевышнего достаточно стыда даже одного человека, чтобы разрушить Храм!)
Рамбан в комментарии на главу “Лех Леха” говорит: “Все, что происходило с праотцами – знак для сыновей (потомков)”. Из поступков и событий, происходящих с Авраамом, Ицхаком и Яаковом мы можем понять, как мы должны поступать, что хорошо в глазах Всевышнего, а что нет.
И наша недельная глава начинается именно с такого “знака” – Авраам смотрит не только на “статус” своих гостей, но и на то, как они относятся друг к другу, и благородство человека определяется не количеством выученного, не степенью и не положением, а умением с уважением отнестись к другому.
Таким образом, именно уважение друг к другу – это основа всего.
Недостаточно быть знающим, умным; без умения с уважением отнестись к другому человеку, принять его, увидеть (даже если он не похож на нас или нас разделяют взгляды), что и он, другой, создан по образу и подобию Всевышнего!
История от мамы: Понять чувства соседа
Был поздний вечер, улицы уже опустели и последний автобус давно прошел. Неожиданно раздались громкие голоса, крики из окна одного из домов. Было слышно, что спорят муж с женой, вскоре их спор явно перешел в ссору. Рав Шах (один из глав нашего поколения), который жил в соседней квартире, сидел над Гмарой и, несмотря на поздний час, учился. Ссора соседей была прекрасна слышна и в квартире р. Шаха, несмотря на толстую стену, разделявшую их. Рав Шах закрыл толстый том Гмары и подумал: “Через какое-то время соседи перестанут ссориться, успокоятся, и тогда поймут, что их громкие голоса и крики, разумеется, я прекрасно слышал. Ой, ой, как же им станет неприятно, стыдно! Нельзя, чтобы они так ужасно себя чувствовали!” Рав Шах собрал некоторые вещи, погасил свет и вышел на улицу. В эту ночь он попросился ночевать к одному из учеников, а домой вернулся уже днем и как раз в то время, когда муж с женой тоже возвращались домой с работы. Рав тепло поздоровался с ним, так, будто не видел их долгое время. Соседи почти незаметно переглянулись и явно с облегчением вздохнули… Зайдя домой, муж сказал: |