глава Ваеце
Наша недельная глава начинается с описания того, как Яаков, убегая от Эйсава, уходит из Бээр Шевы в Харан. По дороге он ночует в “одном месте”, как называет это место Тора, поскольку всем оно известно, то есть гора Мория, место будущего Храма.
“И пришел в одно место, и переночевал там”
“И пришел” не совсем точный перевод. Как пишет Раши: “и достиг (столкнулся) подобно “и достиг Йерихо” [Йеhошуа 16, 7], “и достиг Дабешета” [там же 19, 11]; А наши мудрецы объясняли это (слово) как означающее молитву [Брахот 26 б], подобно “и не умоляй Меня” [Ирмeяhу 7, 16]. Это учит нас, что он установил вечернюю молитву. Но стих заменяет (обычное выражение), и вместо “и молился” (написано “столкнулся”, неожиданно оказался там), тем самым указывая, что путь его сократился (чудесным образом), как разъясняется в разделе “Гид hа-наше” [Хулин 91б].
“Бейт Аарон” (раби Шломо Залман Хорвиц – один из хасидских мудрецов Восточной Галиции, прошедший Катастрофу и чудом выживший) спрашивает: “Почему Всевышнему нужно было, чтобы именно Яаков переночевал там? Разве Авраам и Ицхак не молились там и молитвы были приняты без ночевки?”.
Сказано в Трактате Авот: “Шимон праведник, из последних мужей Великого Собрания, говорил: «на трех основаниях стоит мир: на Торе, на служении Б-гу и на Благодеянии»“. Трое наших праотцев установили эти три “основания” , три “столпа” этого мира. Авраам – столп Благодеяния, Ицхак – служения Всевышнему, Яаков – Торы. И пока Яаков не устанавливает 3 столп, мир неустойчив, поскольку стоит только на 2-х столпах, цельности в нем нет. (Не случайно Берейшит Раба, говоря о сне Яакова, пишет, что “три камня было, и прислонился к одному”. Для построения цельного мира необходимы все три столпа).
Место, в котором ночует Яаков, Тора называет по-разному, когда говорит об Аврааме – гора, когда говорит об Ицхаке – поле, а когда об Яакове – дом. Во времена Авраама служение людей Всевышнему было подобно поднятию на гору, только иногда и на короткое время; во времена Ицхака – “как поле”, то есть работают, служат, все то время, когда человек работает, то есть – только днем, а не ночью. У Яакова – называется “дом”, ибо он заканчивает строить цельный мир, в котором служат Всевышнему и днем, и ночью. (Именно поэтому Яаков видит во сне лестницу, которая с одной стороны упирается в небо, а с другой – стоит на земле; человек служит Всевышнему на земле, но по Его законам). Именно поэтому необходимо, чтобы Яаков переночевал “в этом месте”, – как в доме ночуют, живут всегда, так и Всевышнему служат всегда).
Мир – это дом служения Всевышнему.
Именно поэтому Яаков устанавливает вечернюю молитву “Маарив”. В темноте, то есть в самые сложные периоды для еврейского народа, да и каждого человека в отдельности, мы продолжаем служить Всевышнему.
(“Сфат Эмет” поясняет, что даже “укорачивание” дороги произошло для того, чтобы он мог установить нам вечернюю молитву “Маарив”. И более того, Яаков считал необходимым установить молитву перед спуском в галут. “И даже (просто) желание человека пробуждает, чтобы все (в мире) шло не природным путем. (Потому что) все зависит от желания человека. Как говорится в книге Ишайау, “мир дальнему и ближнему””).
“Бейт Аарон” задает вопрос: “Почему Всевышний хотел говорить с Яаковом именно в темноте? Потому что до этого он служил в свете и радости (в доме своего отца и пока учился), сейчас испытывал его Г-сподь, как поведет себя в темноте, в момент беды”. И в ответ Яаков устанавливает вечернюю молитву. В первом благословении после “Шма” (в вечерней молитве) мы говорим “Истинно и достоверно все это..”. Если переводить более дословно, то получается “Истина и вера все это и существует над нами”.
Вечерняя молитва устанавливается перед спуском в Галут, давая нам, последующим поколениям, силу выстоять в изгнании. “Истина и вера” – вот основа поведения Яакова, служение Всевышнему в любом месте и в любой ситуации; основа для еврейского народа.
Как именно служить Всевышнему?
В нашей недельной главе сказано “И устрашился он, и сказал: Как страшно место это! Ни что иное это, как Дом Б-жий! И это врата небес!”.
Слова “Ни что иное это” кажутся лишними, достаточно было бы сказать “это Дом Б-жий”. В трактате Йома говорится, что “Трепет перед Всевышним – это “квартира”, а Тора – ни что иное, как ворота, чтобы войти в нее”.
Яаков учит Тору в бейт-мидраше Шема и Эвера четырнадцать лет. Наши мудрецы говорят, что для того, чтобы не прерывать изучение Торы, он не спал ночью. Он совершенно уверен, что изучение Торы – основа служения Всевышнему, но, просыпаясь после сна на месте будущего Храма, он говорит “Как страшно место ЭТО”, то есть страшнее, чем то, в котором я был прежде, страшнее , чем бейт-мидраш Шема и Эвера; мое изучение Торы было только “воротами”.
Яаков “устрашился”, “вострепетал”, потому что понял, что Дом Б-жий стоит на трепете перед Всевышним.
Таким образом мы видим, что Яаков строит на поколения вперед этот мир и его основы.
В его основе – служение Всевышнему всегда, в любом месте и в любой ситуации, какой бы сложной она не была, как бы не казалось нам, что Всевышний отвернулся и мы в темноте. Мы должны помнить, что Его присутствие – “истинно и верно”. Молитва помогает помнить об этом, а трепет перед Ним – основа всего.