“Вот все двенадцать колен Израиля, и вот как говорил им отец их и благословил их: каждого по его дарованию благословил он их”
В нашей недельной главе Яаков благословляет всех 12 братьев. Рав Меир Валах спрашивает, зачем в благословении Тора напоминает нам количество колен и почему затем снова сказано: “каждого по его дарованию благословил он их”.
Раши поясняет, что имеется ввиду “Дал им благословение, которое для каждого из них исполнится в будущем. Следовало бы сказать: “каждого его благословением благословил его“. Почему же сказано: “благословил их“? Так как он наделил Йеhуду львиной силой, а Биньямина волчьей хваткой, а Нафтали легкостью лани, можно было (решить), что он не включил всех их во все благословения. Поэтому сказано: “благословил их””.
В каждом человеке есть все качества, которые есть в этом мире. Рав Вассерман поясняет, что “когда Тора описывает создание человека, и говорит “сделаем человека”, то имеется ввиду следующее. Все живое участвует в его создании, каждый даст человеку от своей природы и своих качеств. Получается, человек это маленький мир, в котором будут качества всех живущих, а Творец даст ему душу. Таким образом, в человеке есть качества всех животных – быстрота оленя, сила льва и прочее”.
Как плохие, так и хорошие качества вместе сосуществуют в человеке. И подчас, казалось бы, совершенно противоположные. Рав Левинштейн спрашивает, каким образом стыдливость и гордость сосуществуют в одном человеке ? Как милосердие и жестокость могут быть вместе? И объясняет “Нет плохого и хорошего качества, весь вопрос в том, как и для чего мы пользуемся ими. Обязанность человека, в первую очередь, понять, какие качества в нем сильнее всего, какие качества властвуют над ним, и построить себя так, чтобы он властвовал над ними”.
Гаон из Вильно пишет: “невозможно сломать человека, так как каждый человек родился с определенными качествами и весь вопрос в том, как его воспитывали, как именно использовали его качества. Если воспитывая, пытались сломать, и заставляли, то в тот момент, когда он освободится, его природные качества сразу проявят себя, и он сойдет с пути”.
Поясняя знаменитую Гмару, что если в звездах у человека есть “жажда крови”, то он он может стать или убийцей, или моэлем, или шойхетом, Гаон говорит: “в руках человека использовать свои качества, как для хорошего, так и для чего-то нейтрального или для плохого – он может стать поваром (это нейтрально), может стать шойхетом и моэлем (то есть, использовать природную склонность для хорошего).
Трактат “Авот”, как говорят наши мудрецы, учит нас основам этических норм. Рав Йехезкель Абрамский говорит: “Трактат “Авот” это великий трактат, но почему нам так важно знать качества танаим и мудрецов? Это важно, потому что в этом знании и есть основное благословение, которое мы получаем от них. Мы видим, какие качества были у мудрецов и как именно они их использовали”.
Он задает вопрос, как может быть, что в одном доме растут Яаков и Эйсав? Ответ мы находим в 21 пасуке – “и выросли мальчики”. До 13 лет Эйсава воспитывали так же, как и Яакова, но должны были понять, что он Эйсав – совсем другой, не Яаков (здесь мы ни в коей мере не критикуем наших праотцов). Эйсав не способен учиться как Яаков, ему нужно дать иные рамки. Если учить Эйсава, как Яакова, то он будет думать только о том, что “когда я вырасту и стану собой” – “И стал Эйсав человеком, сведущим в охоте, человеком поля“. Никакого резкого изменения с Эйсавом не происходит, он просто возвращается к себе, к своим качествам.
Итак, Яаков дает благословения сыновьям, каждому сыну, каждому колену – свое.
Яаков, как пишет Ральбаг (раби Леви бен Гершом, средневековый мудрец, математик и астроном) видит все, что будет происходить в коленах Израилевых, но если все предопределено и ничего нельзя поменять, то какой смысл в благословении? И объясняет – да, благословение не может изменить, но может сделать так, чтобы то, что предопределено – исполнилось в лучшую сторону. Например, если предопределено, что человек должен стать рабом, то он будет рабом, но не простым, а начальником рабов у царя. Благословение может изменить уровень того, что предопределено. Сейчас Яаков видит качества каждого из колен и ему важно эти качества, с помощью благословения, усилить. Если Йеуда – силен, то пусть будет силен, как Лев, если Дан – должен судить, то пусть будет мудр, как змей.
Властвуя над своими качествами, наши праотцы могли в полной мере пользоваться ими.
И сейчас, Яаков увидел качества всех колен и дал благословение, чтобы каждое колено могло проявить их в полной мере, а самое главное, властвуя над ними, правильно использовать на благо еврейского народа.