Тема строительства еврейского дома тесно переплетена с другой темой – строительством собственной личности. Это особенно актуально с наступлением месяца Элуль.
Все время, пока человек находится в этом мире, до 120-ти, он должен работать над собой. Он может использовать для этого все отпущенное ему время, все ресурсы и все возможности, в частности, – семейную жизнь. И здесь, как правило, представляется много случаев смолчать, удержать гнев, усмирить гордость… Если у нас получится исправить хотя бы одно качество – это ни с чем не сравнимое чувство.
Если мы сможем смягчить свой эгоцентризм и с помощью любви включить мужа внутрь своего «я», то наградой нам будет ощущение спокойствия, удовлетворение и радость.
Влияние плохих качеств характера для души сравнимо с вредом, который наносит раковая опухоль (не дай Б-г) человеческому телу. Если ее не удалить, пока она еще небольшая, то она будет расти и рассылать метастазы, пока не убьет своего хозяина (не дай Б-г).
Каждый человек знает свои положительные качества и свои слабости. И работа над плохими качествами характера – это дело не на один день. Это постоянная работа, но результат излечивает нашу душу (а вследствие этого и тело). Однако если не вкладывать в это, плохие качества характера овладевают человеком, подчиняют его себе, он уже не может сдерживать свои порывы и начинает вредить себе и окружающим. Дурное начало распространяется в человеке, как злокачественное новообразование. Постепенно в глазах окружающих он становится плохим человеком, от которого лучше отдалиться – как бы «мертвым» в глазах общества. Последними от человека отдаляются его самые близкие – его семья, но им, как правило, достается от него больше всего. Поэтому именно в семье нужно больше всего стараться работать над своими качествами – планомерно и усердно.
Работа над собой
Как правило, жена знает, какие качества должен исправить в себе… муж. Услышав, что в семье нужно работать над плохими качествами характера, она потирает руки и говорит: «Ок, значит так: ты должен работать над…» И дальше следует хорошо продуманный список, часто совсем не короткий. Проблема в том, что почти невозможно исправить другого. Это подтверждается многолетним опытом.
Но это и не то, что имеется в виду. Каждый работает над собой, исправляет себя, а полученным результатом могут наслаждаться и гордиться оба. Единственная загвоздка в том, что каждый человек слеп в отношении своих недостатков и склонен оправдывать себя. «Взятка ослепляет мудрых и искажает речи правые» (Дварим, 16:19). Сам себя человек видит почти совершенным, может, есть какие-то недочеты, но на общем фоне это мелочи. А вот у другого…
Как быть честным с самим собой? Увидеть свои недостатки в их реальном объеме? Для этого требуется определенная зрелость. Нужно подойти к оценке собственных качеств с позиции взрослого, беспристрастно посмотреть на себя со стороны.
Для сравнения нужно иметь некие ориентиры. Можно использовать для этого пример для подражания из числа праведных людей, можно использовать книги по еврейской этике, где описана работа над качествами.
Работа над собой, но не самоедство
Самокритика не должна сопровождаться унынием – очень тяжело работать в состоянии, близком к депрессии, от этого силы быстро кончаются. Наоборот, нужно создать ощущение радостного предвкушения, ожидания изменения к лучшему. Даже если человеку с рождения присуще определенное качество, но он старается изменить его, то с Б-жьей помощью он добьется результатов. Ну а когда человек видит, как его новая суть влияет на его семью, дом, на всю его жизнь – и все меняется вместе с ним к лучшему, то это дает ему новые силы, дает душевный иммунитет против любых жизненных неурядиц.
Качества наследуются
Кроме того, эта работа не пропадет с уходом человека из этого мира – ее унаследуют его дети. Я слышала про одну семью, в которой жизнь была полна испытаний, их все время подстерегали неприятности, но вместе они выстаивали против всех бед и сохраняли свою семью. Когда жену спросили, как им удалось преодолеть все испытания, она сказала: «Я на самом деле не знаю, что ответить на этот вопрос. Все с помощью Небес. Но у меня все время перед глазами был пример моих родителей, которые тоже прожили нелегкую жизнь, но никогда не ругались и в семье почти не было конфликтов – все время относились друг к другу с уважением и решали все проблемы сообща. Их спор никогда не имел целью унизить и обидеть другого – только выяснить истину или компромисс удобный обоим. Они уступали друг другу и прощали с легким сердцем».
Когда мы сами строим свою сильную личность, способную уступать и сдерживаться, когда наши отношения зиждутся на взаимном уважении и диалоге, то не только нам легче и приятней жить в таком доме, но и наши дети «с молоком матери» впитывают атмосферу спокойствия и силы, которая поможет им в будущем разрешать конфликты в собственной семье и проходить через жизненные испытания. Для них это будет уже приобретенным качеством, им не нужно будет над этим так сильно работать. То есть те качества, в работу над которыми мы вложили свои силы, достанутся нашим детям в наследство.
«Любовь – это основа и корень работы (служения)»
Как между человеком и Всевышним, так и между людьми, невозможно строить отношения без любви. «И люби Г-спода Б-га твоего всем сердцем твоим, и всей душой твоей, и всем имуществом твоим» (Дварим, 6:5) – от этой основы можно логически прийти к любому аспекту любви ко Всевышнему, близости к Нему. «Возлюби ближнего (реэха) своего как самого себя» (Ваикра, 19:18) – так написано об отношениях между людьми. Если мы берем это за основу, на которой строим наш дом (реим аувим – возлюбленные ближние, то есть муж и жена), то прощать и уступать становится гораздо легче. Вся наша работа над собой в семье облегчается, если «Любовь покрывает все грехи» (Мишлей, 10:12).
Мы не живем в оптимальных условиях. Самое лучшее положение вещей было у Адама и Хавы в Ган Эдене. Там не было чужих, не было зависти и соперничества – только они вдвоем. К их любви не примешивалась ревность. Эта любовь заложена в мироздании, она естественна, так и должно быть. После греха, после поедания плода с древа Познания, любовь между мужем и женой стала требовать постоянной учебы, работы обоих, вложения сил. Для нас без этого приобрести настоящую любовь невозможно.
Каждый живет в своей скорлупе эгоизма. В принципе, человеку кажется, что ему и так неплохо – он защищен и у него все есть. С другой стороны, чтобы приблизиться к кому-то, нужно выйти из своей скорлупы или расширить ее и впустить другого внутрь. Тогда мы откроем для себя эту изначальную любовь, которая существует в мире, но без работы труднодостижима.
Написано, что любовь между супругами должна быть, как отношения между правой и левой рукой, принадлежащим одному телу. Правая и левая (рука) чувствуют друг друга, когда больно одной, больно и другой, когда хорошо правой – хорошо и левой. К такому положению вещей мы должны стремиться: когда больно мужу, то больно и мне, когда плохо ему, плохо мне.
Если мы начнем двигаться в этом направлении, то Всевышний поможет нам во много раз больше прилагаемых усилий, как написано: «Откройте мне вход (размером) с кончик иглы, и Я открою вам вход размером с зал» («Мидраш Раба», Шир а-Ширим, 5:2). Тогда проклятие Хавы («и к мужу твоему влечение твое» (Берешит, 3:16) станет для нас «Я (принадлежу) возлюбленному моему, и ко мне влечение его» (Шир а-Ширим, 7:11).
продолжение следует
Подготовила: г-жа Зисси Скаржинская