Коммуникация – одна из самых важных вещей при строительстве еврейского дома, а также впоследствии – для цельных отношений.
Что же такое коммуникация, на иврите – тикшорет? Внутри слова тикшорет скрывается слово кешер, связь. Получается, что это связь двух человек на таком уровне, который позволяет каждому выражать свои чувства, пожелания, выяснять настроение друг друга, понимать смысл сказанного (ведь каждый говорит на своем языке, и бывает, что слова у разных людей имеют разное значение) – то есть прийти к взаимопониманию.
Выделяют два вида коммуникации по форме общения: вербальная (с помощью устной речи) и невербальная (без использования речи, например, с помощью жестов, мимики, поз, взгляда, манер). И если слова чужого человека мы, скорее всего, поймем однозначно, то для понимания его мимики и «языка тела» нужно время на изучение и узнавание. После того как мы узнали человека получше, мы можем с большей точность сказать, что он имел в виду.
Про знакомого человека нам легче сказать, что может означать, когда он кривит губы, морщит нос, хмурится. Какой жест у него означает сомнение, какой – внимание, в каком состоянии он будет нервно потирать руки, а когда – пожимать плечами. У незнакомого человека нам гораздо тяжелее определить, с каким настроением он говорит с нами. Более того, в разных странах можно дойти до курьезных случаев при применении жестов – бывает, что один и тот же жест в одной стране в порядке вещей, а в другой – совершенно неприемлемый.
Поэтому, прежде чем строить предположения о настроении супруга на основании невербальной коммуникации, нужно много общаться словами, объяснять и просить объяснений: что он хотел сказать, какие его пожелания, что мешает и что требуется, что тяжело, а что, наоборот, радует.
Со временем невербальные средства связи занимают все большее место в коммуникации супругов. Часто бывает, что какой-то незаметный жест, краткий взгляд одного из супругов, на который никто за столом не обратит внимания, многое скажет второму: «Остановись!», «Внимание!», «Молодец!», «Игнорируй это!». Скажем, муж хочет намекнуть жене, что можно переходить к следующей перемене блюд, и он незаметно подмигивает ей. Практически никто за столом не поймет значения этого, но жена, которая знает этот жест много лет, начнет собирать тарелки.
Супругам стоит потратить время на то, чтобы присмотреться к языку мимики и жестов друг друга, чтобы освоить невербальный канал общения и лучше понимать один другого.
Внутренний монолог
Человеку свойственен и другой вид общения: внутренний разговор с самим собой.
Когда я работала бухгалтером в магазине «Биркат Рахель», дорога на работу на автобусе занимала больше часа в одну сторону. Я ужасно уставала от пустого времяпрепровождения в пути. Но позже научилась проводить это время с пользой – во внутреннем диалоге. В дороге я выстраивала свой день, составляла четкое расписание, планировала, что я должна сделать и что я хочу, что Всевышний хочет от меня сегодня, что я могу исправить и улучшить? Когда однажды меня подвезли на машине, я поняла, что в тот день мне не хватало этого часа!
Сегодня есть телефоны, человека можно везде найти, он почти не остается наедине с самим собой. Но раньше поездки были тем временем, когда человек мог лучше узнать себя самого, спокойно обдумать что-то в своей жизни, даже просто составить план на день. Этот час можно откровенно скучать, а можно извлечь пользу из внутреннего разговора с собой: найти положительные мысли, которые заряжают энергией, и отделить их от мыслей, которые тормозят, вредят, угнетают.
Мы сейчас не говорим про хешбон нефеш, самоанализ, а также про молитву, разговор со Всевышним, это темы для отдельных уроков. Но если человек остается с самим собой и не чувствует внутри себя пустоты – это прекрасно.
Не геройствовать
Иногда женщины хотят притвориться героинями. Они считают, что им не нужно ни с кем делиться – тем более с вечно занятым мужем – ни своими радостями, ни своими горестями. Пусть у мужа будет «деловое спокойствие», к тому же мужчины часто сами просят не морочить им голову. Поэтому героические женщины перебарывают природное, заложенное Всевышним желание делиться своими переживаниями. Однако долго так продолжаться не может. Как правило, женщины не выдерживают эмоционального накала и их «прорывает», причем часто на отрицательных эмоциях.
Такое поведение – это не героизм, это «идти против своей природы». Человек создан, чтобы жить в социуме, чтобы общаться, чтобы делиться. Как мужчины, так и женщины испытывают время от времени желание поделиться тем, что с ними происходит. Если его подавлять, это тяжело отражается на психике.
Лучше всего, если разговор происходит в спокойной обстановке и сопровождается чашечкой чая и чем-то вкусным. Тогда радостные события, произошедшие за день, переживания, успехи и разочарования, опасения можно спокойно обсудить.
В еврейском законе мы видим отражение этого. Когда у человека умирает родственник, он должен сидеть по нему шива, 7 дней, в течение которых его навещают люди, чтобы утешить. Это не просто обряд. Человеку важно чувствовать, что его боль услышат, что его поддержат в минуту слабости, что он не один, и ему есть, с кем поделиться. Когда мы приходим утешать скорбящего, нам запрещено начинать разговор первыми. Почему? Потому что если он не захочет говорить, если он останется «закрытым», внутри себя, не сможет принять утешение – бесполезно говорить с ним. Чтобы услышать, скорбящему нужно самому быть готовым делиться, тогда он сможет и услышать, что могут сказать ему пришедшие утешить. Более того, утешающие могут разделить с ним его горе, взять немного его бремени, чтобы ему стало легче. Эта неделя делает горе терпимым, чтобы человек смог продолжать жить дальше. Но для этого нужно, чтобы ему было с кем поделиться своими эмоциями.
Всевышний, Который создал человека, в Своей милости сделал такой закон о семи днях траура, чтобы человек мог поделиться своим горем, и таким образом выдержать его. Всевышний знает, как важно человеку делиться своими эмоциями – таким Он его создал.
Отмена – это соблюдение
Некоторые женщины считают, что подобные разговоры с мужем – это битуль Тора («отмена Торы» — ситуация, когда еврей не учит Тору, хотя имеет такую возможность). Вместо разговора с женой, муж мог бы учиться! Время моего мужа дорого! Это неправильный расчет. В данном случае «отмена – это соблюдение». Делиться понемногу лучше, чем копить, чтобы потом произошел взрыв – и чтобы погасить и убрать все последствия, потребуется гораздо больше времени и сил.
Только не это!
С другой стороны, когда муж приходит домой, он готов слушать жену, но не готов к постоянным жалобам. Если жена сводит свой разговор только к жалобам, он бежит от нее, бежит из дома – только бы не слышать ее непрерывное недовольство. Время от времени, конечно, можно пожаловаться на усталость, на плохое поведение детей, на общую загруженность, но не делать этого на постоянной основе. К сожалению, часто женщина целый день ждет, когда муж откроет дверь, и как только он переступает порог, она сразу ловит его: «Уф! Какой ужасный день у меня сегодня! Встала, одела, накормила, отвела, уехала, приехала, накормила, уроки, развлекала, усмиряла, убирала, готовила, стирала… Уложила! Уф! Какой тяжелый день!» если так она встречает мужа ежедневно, неудивительно, что он не торопится домой.
Вообще муж больше всего хочет услышать, что жене хорошо. Ему это очень важно – тогда он чувствует себя хорошим мужем. Все же изредка он готов выслушать и жалобы, но как можно реже, и желательно – конструктивные, потому что следующее его движение – исправить все, что можно. Если же жена постоянно жалуется, а он не в силах что-либо изменить, то в таком доме ему находиться неприятно – и он засиживается на работе, находит себе занятия, чтобы не находиться в доме, в котором плохо. «Вылетает» из дома (по аналогии восклицания «уф!» и слова «уф», на иврите – лети).
продолжение следует
Подготовила: г-жа Зисси Скаржинская