Нить надежды – Солдат после боя

после боя
ПРЕДЫДУЩАЯ ГЛАВА СЛЕДУЮЩАЯ ГЛАВА

Солдат после боя

Очередь в магазинчике была длиннее обычного. Немаленький ряд детей старался привлечь внимание продавца, протягивая руки над прилавком, и бросая опасливые взгляды на взрослых покупателей, которые легко могли протянуть руку с батоном хлеба и молоком над их головами. У Давида в руках тоже были только хлеб и молоко. Он нетерпеливо поглядывал на большие запыленные часы, которые висели над головой продавца, и ждал, пока сможет, наконец, заплатить за свою скромную покупку и побежать дальше.

Неподалеку от него стоял Авигдор, и внимательно оценивал его опытным взглядом. Выводы, к которым пришел этот опытный общинный деятель, бросив взгляд на покупки Давида, были точны и внушительны. В мозгу Авигдора все было разложено по полочкам, и в ящичек под названием “Давид Кляйн” добавились сейчас новые факты.

Во-первых, поразительно, насколько трудно изменить стигмы. При всем том, что он хорошо знал о трудностях Кляйнов, при всей информации, которой обладал, никогда не думал о том, что там могли возникнуть и финансовые проблемы. Данные, вроде бы, должны привести к этому выводу: жена на этом этапе не работает, расходы на лечение очень высокие, и кроме всего прочего – ссуда соседа, которая упала на их плечи из-за гарантийной подписи.

Тем не менее, пока Авигдор не увидел в руках Давида хлеб с молоком, он не задумывался об этом простом и настолько напрашивающемся факте.

Во-вторых, слухи рассказывают, что состояние матери довольно сильно улучшилось. Говорят, что вскоре она снова откроет свою клинику. Однако, даже не слышав слухов, Авигдор понял это по лицу Давида. Тот выглядел изможденным, напряженным и даже немного нервным, и эта картина больше всего указывает именно на улучшение ситуации! На поле боя нет места вздохам и стонам. На поле боя сражаются. На поле боя собирают все силы, чтобы выжить и победить.

А вот после победы приходит усталость.

Когда отдыхают после сильного напряжения, вдруг начинают чувствовать все натруженные органы. Авигдор знал, что эта усталость может привести к катастрофе. Нужно что-то предпринять, чтобы этот замечательный аврех, который сейчас так спешит домой, приготовить детям бутерброды, отвести их в садик и в хейдер, и успеть, еле дыша, прибежать в колель к девяти часам – чтобы этот аврех не сломался сейчас. Чтобы берег себя. Чтобы берег свою семью. Нужно с ним поговорить, срочно.

С достойной уважения целеустремленностью Авигдор в тот же день оказался в синагоге, где молится Давид. “Как дела, Давид?”

Глаза сияют, но каждая клеточка проникнута усталостью: “Слава Б-гу, хвала Всевышнему! Спасибо и Вам!”

Авигдор приближается еще немного, хлопает Давида по плечу, и говорит ему тихо, как будто делясь  тайной: “Теперь начинается твоя настоящая работа!”

Давид устало моргает. Морщит лоб от полного непонимания. Для него работой было помогать, проявлять поддержку и постоянно подбадривать, функционировать на пределе сил – и даже за пределом, проявлять чувства и говорить намного-намного больше слов, чем он способен по своей природе и характеру. Как можно говорить, что работа начинается сейчас? Он ощущает себя уставшим и истощенным, он находится на пределе сил… Сочетание бытовых дел – стирки, уборки, заботы о детях, и задачи восстанавливать эмоциональные отношения между ним и женой угрожает  почти свалить его с ног!

Несомненно, были и плюсы. Безусловно, они поняли и осознали много новых вещей, он стал смотреть на жизнь семьи новым, гораздо более ясным и сильным взглядом. Но все это требовало от него безграничных сил и невероятной душевной энергии. Верно, что в конечном итоге вся семья получила более здоровое мировоззрение, и взаимную поддержку.

И все-таки, о какой еще настоящей работе говорит Авигдор?

Авигдор улыбается, без труда читая недоумение на лице Давида, и объясняет: “Чем лучше супруга будет себя чувствовать, чем более будет приходить в себя, тем более, соответственно, будут расти твои ожидания. Ты очень устал и изможден, ты нетерпеливо ждешь момента, когда все вернется на круги своя, когда все будет, как раньше. Это ожидание очень опасно – для вас обоих. Если ты изначально будешь знать, что путь – длинный, медленный и хрупкий, если снизишь свою планку ожиданий до минимума, будешь радоваться каждому самому крошечному шажку, воспринимать его с уважением и подбадривать, вам обоим будет намного легче. Ведь любое ожидание может породить разочарование, разочарование – гнев, гнев – раздражение, а это, в свою очередь, породит отход назад.

Терпение – это проверенный рецепт успеха и помощи Свыше.

И параллельно, как мы уже говорили – стараться укреплять основы, искренне, из глубины души ценить и уважать супругу, учиться и находить пути налаживать открытую, спокойную связь, постоянно разговаривать, и никогда, даже наедине с самим собой – не искать виновных”.

Когда на лице Давида появилось выражение, что он ищет, где бы укрыться от этой проповеди, которая неожиданно обрушилась на него, Авигдор дружески хлопнул его по плечу, и добавил: “Да ты не волнуйся, я говорю это всем, и в первую очередь – самому себе. Это напоминание никому нелишне. Просто эти вещи почему-то нигде не рассказывают. Думают, что все можно понять самостоятельно. Эта тема – основа для любого духовного продвижения, и все равно, почему-то у нас нет ей места. Это базовый уровень в воспитании детей, в продвижении, духовном росте. Без этого все останавливается. Так что я, просто от безвыходного положения, читаю эти лекции на маленьких трибунах, вот таких, например, как эти ступеньки на пороге синагоги”.

Давид улыбнулся. Атмосфера потеплела, и тогда Авигдор вспомнил: “Слушай, а со ссудой соседа что-то устроилось?” Давид покраснел, но ответил однозначно: “Нет”. Ситуация, действительно, была очень тяжелой. Ежемесячные платежи просто валят его с ног. Может быть, это на самом деле не его роль – нести еще и это бремя?

Авигдор наморщил лоб: “Постараюсь выяснить, что можно сделать. В любом случае – удачи и много радости!”

Давид вошел в синагогу. На щеках его медленно таял румянец. Все-таки этот Авигдор – потрясающий человек! Его слова и вправду оживляют душу. Получается, что на самом деле верно утверждение, которое ему было так тяжело принять: добрые слова обладают невероятной силой!

ПРЕДЫДУЩАЯ ГЛАВА СЛЕДУЮЩАЯ ГЛАВА

 

перевод: г-жа Лея Шухман