Нить надежды – Рабы или свободные люди

свободные люди
ПРЕДЫДУЩАЯ ГЛАВА СЛЕДУЮЩАЯ ГЛАВА

**

Кто-то доложил учительнице Хане о приезде Михаила Хинкина.

Уже был поздний вечер. Планы уроков на завтра были полностью готовы.  Сара Шнирер со всей основательностью следила за тем, на каком уровне ведется преподавание. В своих многочисленных письмах, которые она посылала учительницам, рассеянным по большим и маленьким городам, она укрепляла их дух и стимулировала вкладывать как можно больше труда в подготовку уроков. Как никто другой, она знала, насколько каждое слово может повлиять на душу маленьких девочек.

И в этот вечер, как и во многие другие, учительница Хана колебалась, стараясь подобрать необходимый баланс между выполнением учебного плана и еще одним уроком по мировоззрению и морали. Уроки по Торе представляли собой плодородную почву для того, чтобы внедрять в сознание девочек огромное количество понятий морали, этики, еврейского мировоззрения. Почти с каждой строкой Торы Хана мысленно возвращалась на уроки в Краков, в педагогический колледж, где им преподавала сама Сара Шнирер. Буквально каждое слово Пятикнижия было чудесным источником идей, и как же тяжело было проходить мимо! Но, в основном, Хана умела найти золотую середину, обучая учениц самому тексту, и вставляя в нужной мере этические и моральные идеи.

Завтра, планировала учительница, она разберет с девочками 12-й стих главы “Бо”. Они уже хорошо выучили и повторили все законы Песаха. Они учили, что такое “Песах в Египте” и “Песах на все поколения”.

Но самое глубокое и красивое объяснение Хана еще не рассказала им:  о разнице между рабом и свободным человеком. Она собиралась сделать это позже: на фоне расцветающих деревьев и трав, голубого неба и весенних ароматов, эта прекрасная и светлая идея сможет проникнуть в сердца девочек и будет хорошо сочетаться со всеобщей подготовкой к приближающемуся празднику.

Однако теперь учительница Хана решила изменить свое решение. Завтра Михаэль Хинкин приезжает в город. Неизвестно, кто будет участвовать в этом собрании, и кто знает, какие судьбоносные результаты оно вызовет. С помощью ораторского дара можно и мыльный пузырь описать, как радужную сказку, и пустые идеологии представить, как замечательную, обладающую вечными ценностями, платформу.

Не всем здесь, в городке, жизнь улыбается. Очень многие дома и семьи стонут под бременем бедности и болезней. Для них солнце и просторы, земли и птицы могут стать прекрасной картиной розового, наполненного улыбок будущего – пусть даже это пока только в воображении.

Так что Хана заново села за стол, чтобы подготовить на завтра урок для своего класса.

В месяце нисан еврейский народ вышел из рабства на свободу. Прошло меньше двух месяцев с тех пор, когда они стояли у стен Египта, и вот они уже стоят вокруг горы Синай. Для чего?

Чтобы принять на себя бремя Торы.

С этого момента каждый миг, каждое мгновение дня они подчинены указаниям Торы. Нет ни одного мгновения «просто так». Нет ни одного действия, ни одного поступка, которые могут считаться «нейтральными». Все включено в точные определения разрешенного и запрещенного. Каждое действие, каждое слово, каждый шаг, каждое движение – все выверяется в соответствии с тысячами алахот – законами Торы – во всех их подробностях. Вдруг, евреям приходится в совершенстве исполнять 613 повелительных и запретительных заповедей Торы. Ясных и четких законов, говорящих, что и как делать каждое мгновение их жизни. Ничего себе, «свободные люди»!

Учительница Хана мысленно представляет себе удивленно раскрывающиеся  глаза девочек. Никогда она не описывала им заповеди святой Торы с такой странной точки зрения. Но именно таким образом учительница хочет помочь им разобраться, что такое истинная свобода. Каждый человек состоит из тела и души. Тело – это как потрепанная одежда. После того, как душа покидает тело, оно превращается в корм для червей, оно начинает гнить и плохо пахнуть, как любой кусок мяса. Душа же – вечна и нематериальна, она – часть Всевышнего. У тела есть разные желания, но и у души есть свои просьбы. Тело и душа как бы борются друг с другом, кто из них будет управлять другим, кто кого победит. Человек постоянно обнаруживает себя посреди этой внутренней войны. Каждое мгновение он должен решать, кто побеждает: тело или душа.

Если тело берет в руки власть, человек, в общем-то, превращается в животное. Говорит, что взбредет в голову, ест, что под руку попадается, идет, куда хочется, и становится преданным рабом своего тела. Но если человеку удается овладеть своими страстями, победить тело, и выбирать делать то, что правильно и подобающе, а не то, что хочется, тогда его можно назвать по-настоящему свободным человеком. Свободно и независимо он поднимается над животными прихотями. Ему удается, мудро и осмысленно, выбрать достойные пути в жизни. Ах, как проста и красива эта мысль, как она освещает жизнь!

Учительница Хана на минутку приостанавливается. Поймут ли девочки-подростки эту идею? И что еще важнее – как она повлияет на увлекательные описания полей и долин Земли Израиля? Сможет ли учительница легко и доступно объяснить, что лишь жизнь по Торе – это по-настоящему свободная и счастливая жизнь? Удастся ли ей донести до юных сердец, что без Торы счастливой жизни просто не существует?

Ведь что такое счастье? Это на самом деле – ощущение внутреннего удовлетворения («Я – молодец, все хорошо»). А удовлетворение может возникнуть только в результате духовного переживания: уступки, самообладания, сдержанности, хорошего и правильного дела[1]. Только жизнь по Торе может даровать человеку настоящее счастье. А жизнь, которая внешне кажется полной свободы, превращает человека в раба, который беспрекословно подчиняется любому желанию и прихоти. Это жизнь, похожая на жизнь лошади – ешь и пей, пока не умрешь. Чуть позже, когда наступит недельная глава «Итро», Хана сможет добавить и исходную точку, точку любви, которая так красиво описана в этой главе. Когда Творец мира описывает Свою заботу о Его детях, как орла, несущего птенцов на крыльях, когда Творец мира называет Себя любимым и дорогим для избранного народа  и царства священников, можно явно ощутить, просто всей грудью вдохнуть любовь Всевышнего к Его народу, и тогда становится очевидным и усиливается знание, что святая Тора дана,  чтобы принести нам добро, и эта уникальная принадлежность к святому народу – привилегия, которой удостоилась не каждая нация.

Учительница Хана уплывает в мыслях и идеях далеко-далеко, до глубокой ночи она ищет притчи и истории, пути и способы, как объяснить эти мировоззренческие идеи простыми и понятными словами.

[1]  Проверьте себя, дорогая читательница: через час после того, как съешь вкусный торт, уже никаких положительных эмоций на эту тему не остается. Максимум – хочется еще. Или еще хуже: начинаешь ругать себя за то, что снова поддалась голосу тела… А приятное ощущение от того, что кому-то помогла, чего-то добилась и т. п. – то самое чувство удовлетворения, о котором говорит автор – остается на года, а порой и на всю жизнь!

ПРЕДЫДУЩАЯ ГЛАВА СЛЕДУЮЩАЯ ГЛАВА
перевод г-жи Леи Шухман