Богач и Субботний покой
«Шесть дней пусть делается работа…» (Шмот, 35:2).
Было бы более уместно сказать «шесть дней делай работу», ведь работа не «делается» сама по себе. И, кроме того, для чего Тора упоминает здесь шесть рабочих дней, ведь общий смысл этих стихов – запрет работы в субботу?
Рав Шломо Ганцфрид говорит, что лишь тот, кто твердо верит, что его доход определен ему на Небесах и не зависит от количества усилий, сможет удостоиться настоящего субботнего покоя.
Тому же, кто полагает, что его доход зависит только от прикладываемых усилий, никогда не дадут покоя его мысли о заработке. Ему будет казаться, что обязанность соблюдать субботу мешает его работе. Даже соблюдая субботу, он никогда не ощутит настоящего покоя.
Поэтому и говорит Тора: «Шесть дней пусть делается работа». Человеку не стоит думать, что лишь своими силами он преуспевает в работе. Нужно знать, что весь наш успех – благословение Творца. Это и есть работа, которая как будто делается сама, без участия человека.
Соблюдение субботы не только не приводит к убытку, но и само по себе является залогом успеха в шесть дней труда.
Хафец Хаим рассказывал, что, посетив однажды Чернигов, он услышал о еврее-фабриканте, у которого евреи работают в субботу. Хафец Хаим посетил его и попросил прекратить работать в субботу. Тот возразил: «Я зарабатываю каждый день четыре тысячи рублей. Вы хотите, чтобы я потерял такую сумму?» Хафец Хаим ответил: «Вы ошибаетесь в своем расчете, и, если не прекратите работать в субботу, потеряете все. Тора, предостерегая человека от нарушения Шабата, говорит: “Шесть дней пусть делается работа, а в седьмой день… суббота покоя”. Если вы хотите, чтобы работа в шесть дней принесла успех, соблюдайте субботний день! Но если вы пренебрегаете святостью субботнего дня, то и в шесть рабочих дней вам нечего будет делать».
Богач ухмыльнулся: «Не думаете ли вы, что стих из Торы может остановить фабрику на двадцать четыре часа в неделю?!»
Вскоре после этой беседы произошла революция. Большевики конфисковали все имущество фабриканта и сам он лишь чудом спасся от смерти. Вспомнив о словах Хафец Хаима, он отправил ему письмо со словами: «Теперь я вижу, что Вы были правы. Стих из Торы в силах остановить фабрику».
Пожертвование от богача
«Возьмите от вас приношение…» (Шмот, 35:5).
Гаон рав Хаим Соловейчик отправился однажды в Минск, чтобы собрать деньги для Воложинской ешивы. В Минске жили двое богатых евреев, помогавших ешиве. Оба они были знатоками Торы, Б-гобоязненными и щедрыми.
Рав Хаим отправился к одному из них и рассказал о цели своего визита. Хотя требуемая сумма была весьма значительной, хозяин пообещал заняться вопросом денег для ешивы, а раву Хаиму предложил остаться у него и учиться в его доме.
Спустя некоторое время богач сказал, что ему удалось собрать уже половину суммы. Обрадованный рав Хаим продолжил учиться в его доме. Когда необходимая сумма была собрана, рав Хаим, не медля, направился в Воложин, чтоб расплатиться с долгами ешивы.
Вскоре после этого в Воложин прибыли оба этих минских богача, чтобы предстать перед судом Торы. Ответчиком был тот, кто собрал всю сумму для ешивы и содержал рава Хаима, пока тот находился в Минске.
Его товарищ обвинял его в том, что тот заплатил всю необходимую для нужд ешивы сумму из собственного кармана. Ведь издавна оба они были всегда компаньонами во всех благодеяниях. И истец требовал предоставить ему возможность внести половину суммы.
Рав Хаим задал ответчику вопрос: «Почему же вы продержали меня у себя дома целый месяц, а не дали сразу всю сумму?»
Ответил тот богач: «Разве легко вынуть из кармана такую большую сумму?! Я работал над собой, пока не превозмог любовь к деньгам, обитающую в сердце каждого человека, и решился отдать половину суммы. А уж потом продолжил войну и довел ее до конца, убедив себя внести и вторую половину».
Эти слова объясняют и сказанное в Торе «возьмите от вас». Каждому следует добиться от себя самого дать пожертвование со всей щедростью. В особенности – в отношении пожертвования на Святилище, даваемого лишь «по благоволению сердца».
Заслуга в поддержке Торы
«Половина с каждого. Полшекеля священным шекелем» (Шмот, 38:27).
Собранное по полшекеля с каждого еврея серебро Всевышний велел использовать на изготовление подножий для стоек Святилища, так, чтобы у каждого еврея был удел в том, на что опирается Храм.
Говорит Хафец Хаим, что подобно этому в изучении Торы есть заслуга как тех, кто учится, так и тех, кто поддерживает их.
Такое содействие невыносимо для Зла. Сатан изо всех сил старается помешать учиться тем, кто учится и помешать поддерживать Тору тем, кто делает это. И он преуспевает там, где люди не знают истинной ценности Торы и не ощущают своей обязанности ее поддерживать.
Казалось бы, всякому состоятельному человеку не так трудно приобрести заслугу в Торе, однако лишь немногие жертвуют на изучение Торы в меру своих возможностей. Поэтому сам Хафец Хаим тратил много времени, посещая богачей.
Хафец Хаим объяснял стих (Коэлет, 9) «И не у мудрецов – хлеб, и не у разумных – богатство» так: если мы видим, что у мудрецов Торы нет хлеба, значит богатство – не в руках людей разумных.
Но, несмотря на все возможности богачей, заслуга в поддержке Торы – у всего народа Израиля.
И об этом говорил Хафец Хаим: «Многие не понимают, как могло быть, что такой любящий и почитающий Тору и ее мудрецов еврей, как рав Шимон-Зэев Ротшильд не завещал в пользу ешив хотя бы миллион рублей.
Однако они не знают, что с Небес не дали ему сделать этого. Владыка мира в своем великом милосердии желает, чтобы у каждого еврея была заслуга в Торе.
Теперь судите сами, что было бы, будь богач, понимающий значение Торы, волен поступать по своему пониманию. Все расходы на поддержание Торы он взял бы на себя. Что делали бы тогда бедняки? Как бы приобрели водоносы, портные, сапожники свой удел в Торе?»