Недельная глава Трума – Возношение

возношение
Трума – Возношение: Еврейский народ приносит свои возношения в Мишкан (переносной Храм, Скинию).

Трума происходит от того же корня, что итромемут (духовный подъем), то есть “давать, чтобы подняться над материальностью”. Человек дает из своих физических средств, чтобы ощутить духовный подъем. Что значит дать? Можно сказать, что животные тоже дают: кормят детенышей, дают им кров и защиту. Но у животных срабатывает инстинкт, у них нет намерений, они исполняют заложенную программу, часто самоотверженно. Однако дать некую вещь от себя может только человек.

В нашей главе написано, в частности, что евреи приносили золото, серебро и медь. Каждое из этих слов наши мудрецы объясняют в отношении того, как человек дает цдаку:

Золото – Заhав – “зе анотен бари” – «Этот дающий здоров». Это человек благополучный, у которого все в порядке, все здоровы, и он дает просто потому, что его сердце хочет дать.
Серебро – Кесеф – “кше-йеш сакана – потеах” – «когда он в опасности, открывает (карман)». Когда человек чувствует нависшую опасность, он дает цдаку, чтобы отвратить приговор.
Медь – Нехошет – н”иhйя холе шеомер: тну” – только когда уже серьезно заболел и у него самого нет сил, он говорит другим: дайте (за меня цдаку).

Цдаку дают по разным причинам: принято в обществе, почетно… И есть несколько уровней цдаки. Самый низкий – когда дающий и принимающий знают друг друга. Человек на улице смотрит на другого – и чувствует себя выше него, ведь он дал ему. Высшая ступень: дающий не знает, кому он дает, принимающий не знает, от кого он получает. Это возможно благодаря организациям, которые занимаются цдакой.

Хотелось бы поделиться историей на эту тему:

Одному раву сказали про некоего богача, который раньше был щедрым, а теперь перестал выделять деньги на цдаку. Рав сказал, что поговорит с ним при случае. И вот такой случай представился: однажды перед Песах этот богач пришел к раву.

– У меня есть вопрос. Я хочу уточнить некоторые аспекты законов проверки хамеца. В частности, я хочу спросить о том, как проверяют карманы на одежде.

– Но уважаемый господин не должен проверять свои карманы!

– Почему?

– На хамец проверяют только те места, которые человек использует (дословно: куда доходит его  рука) в течение года. А Вы вовсе не подносите руку к карману (чтобы дать цдаку). Поэтому этот закон для Вас не актуален!

Потом рав принес отрезок стекла и поставил между ними.  Рав спросил:

– Ты меня видишь?

– Конечно! Стекло же прозрачное!

И тогда рав принес зеркало – тоже стекло, но покрытое амальгамой (жидкий сплав ртути с другими металлами; ртуть на иврите – каспит, родственное кесеф – серебро, деньги).

– А теперь ты меня видишь?

– Нет, я вижу себя. Это же зеркало!

– Это то, что делают деньги, – сказал рав. – Они встают между тобой и тем, кто просит цдаку, и не дают тебе увидеть его.

Да удостоимся мы давать всегда с чистым сердцем! Давать тогда, когда у нас все хорошо и все здоровы!

Перевод и обработка г-жи З. Скаржинской