Менора учит учителей
«В Шатре Откровения, снаружи от занавеса, который над Свидетельством зажжет ее Аарон и сыновья его…» (Шмот, 27:21)
Рав Моше Файнштейн обращает внимание на то, что заповедь о меноре возложена на Аарона еще прежде, чем он был избран для служения в Храме. Выходит, что он удостоился этого не только в силу того, что был коэном.
В заповеди о меноре, символизирующей Тору, скрыты важнейшие правила обучения и наставления, необходимые для каждого мудреца и наставника, всякого, кто связан с Торой и ее передачей ученикам или сыновьям.
Первое правило состоит в том, что следует зажигать светильники меноры, не оставляя их, пока огонь свечей не будет гореть сам. Подобно этому, учитель обязан учить до тех пор, пока ученик не сможет понимать самостоятельно и продвигаться вперед собственными силами.
«Чистое оливковое масло» – чистое от всяких примесей и осадка – намек на то, что слова наставника должны быть ясны и понятны, не допускающими возможности ошибиться.
Тора установила, кроме этого, меру масла, которым наполняли сосуды свечей. Эта мера – половина лога – одинакова как для длинных ночей зимнего месяца Тевет, так и для коротких ночей летнего месяца Тамуз. Даже самого способного ученика следует наставлять и воспитывать. Нельзя полагаться на то, что он поймет сам. Именно такой ученик, будучи предоставлен сам себе, может, не дай Б-г, вовсе оставить Тору, использовав свои таланты для других дел.
Следует также уделять внимание более слабым ученикам, не отчаиваться из-за них, полагая, что все равно им не дано достичь величия в Торе из-за слабых способностей. Учитель обязан вложить в них ту же меру «масла», что и в сильных, а Всевышний сделает то, что угодно Ему.
Заслуга просьбы о мудрости
«А ты обратись ко все мудрым сердцем, которых наполнил Я духом мудрости» (Шмот, 28:3)
Следует понять, что означает употребляемое здесь выражение «мудрый сердцем».
Рав Хаим Шмулевич говорит, что из сказанного «в сердце каждого мудрого сердцем Я вложил мудрость» следует, что человеку, со своей стороны, надлежит сделать свое сердце мудрым, и в такое сердце Всевышний вложит мудрость. Как достичь этого, можно понять, приглядевшись к тому, как достиг мудрости царь Шломо, о котором сказано: «И Г-сподь дал мудрость Шломо, как говорил».
«В Гивоне открылся Г-сподь Шломо… И сказал Б-г: “Проси, что дать тебе”. Ответил Шломо: “И дашь Твоему рабу сердце внемлющее… чтобы понимать между добром и злом”. И сказал Б-г: “Поскольку ты попросил об этом и не просил себе долгих дней и не просил богатства… вот Я сделал, как ты говорил, вот Я дал тебе сердце мудрое и разумеющее”» (Млахим 1, 3:5-12).
Шломо удостоился мудрости лишь благодаря своему стремлению к ней. Его жажда мудрости была так велика, что он не вспомнил ни о богатстве, ни о долголетии, жизнь без мудрости лишена всякого смысла. Как пишет Рамбам, «ведь жизнь мудрых и стремящихся к мудрости без Торы, – не лучше смерти». Мы видим, что человеку надлежит от всего сердца просить у Творца мудрости.
Говорит Раши, что, когда Моше взошел на гору Синай, чтобы провести там сорок дней, Йеошуа поставил свой шатер у подножия горы, чтобы первым встретить учителя и получить Тору. Он оставил свой дом и весь народ, чтобы только получить Тору раньше. В силу этого стремления к Торе и был избран Йеошуа преемником учителя, несмотря на то, что было немало людей, превосходивших его другими достоинствами.