Грех золотого тельца – символ для всех поколений
«И встали наутро, и вознесли всесожжения, и принесли жертвы, и сел народ есть и пить…» (Шмот, 32:6).
Рав Яаков Галинский говорит, что, совершив грех золотого тельца, евреи в первый раз сошли с пути, определенного Торой. В первый раз значительная часть народа последовала за чуждыми Торе идеалами.
На примере этого греха можно проследить изменения в отношении к своему идолу, характерное для всех изобретателей новых идеологий во всех поколениях.
О начале поклонения тельцу сказано: «И встали наутро, и вознесли всесожжения…» Новая идея всегда окружена ореолом святости. Все усилия и все стремления ее приверженцев направлены только к основной цели. Личная выгода не принимается в расчет. Подобно тому, как в жертве всесожжения нет части для приносящего ее – она целиком сгорает на жертвеннике.
По прошествии некоторого времени идея слегка меркнет, и ее приверженцы начинают трезветь от пьянившего их восторга. Наступает период «и принесли жертвы» – жертвы, часть мяса которых сжигается на жертвеннике, другая же часть остается хозяевам. Еще существует почтительное отношение к идее, ей еще приносят жертвы, но только при условии собственной выгоды, без нее и само начинание кажется сомнительным.
Третий этап – полное отрезвление или, вернее, полное разочарование в идеале, казавшееся столь прекрасным и возвышенным еще вчера. «И сел народ есть и пить…» – давно позабыты всякие идеалы и жертвоприношения. Бывших идеалистов интересует лишь еда и питье. Дальше – «и встали веселиться…»
Достаточно оглянуться вокруг, чтоб увидеть подтверждение сказанного…
Изучение Торы в страдании
«…и разбил их (скрижали) под горой» (Шмот, 39:12).
«И разбил их под горой» – Моше взглянул на скрижали и увидел, что с них исчезли надписи, и выпустил их из рук. В тот час было решено об Израиле, чтобы учили Тору в страданиях и в порабощении, в скитаниях и в беспокойстве, в бедности и в нехватке пищи.
Рав Яаков-Исраэль Каневский (Стайплер) говорил о том, почему именно после того, как были разбиты первые скрижали, евреям суждено учить Тору в бедности и гонениях.
В законах об изучении Торы пишет Рамбам: «Не утвердятся слова Торы в том, кто пренебрежительно относится к ним, и не в тех, кто учится в изнеженности, вкушая еду и питье. Только в том, кто умерщвляет себя ради них, всегда причиняя страдание своему телу (лишая его удовольствий), не давая сна глазам своим. И сказали мудрецы: “Обещано всякому, кто тяжело трудится над Торой в доме учения, что не скоро забудет ее”». Во многих изречениях мудрецов мы находим, что успех в постижении Торы зависит от тяжести труда над ней и от страданий, которые человек перенес ради нее.
Причина этому, во-первых, в том, что все постигаемое человеком с легкостью так же легко и забывается. То, к постижению чего приложено много усилий, навсегда отпечатывается в памяти.
Во-вторых, никакое усилие не проходит зря. В ответ на собственные усилия человек удостаивается помощи с Небес в постижении того, что учит. Как сказано мудрецами: «По мере труда – награда». Так, трудясь над Торой, несмотря на невзгоды, человек удостаивается сохранить Тору в памяти.
Однако все это – только после того, как были разбиты скрижали и постижение Торы стало подвластно законам природы. Забвение Торы уподоблено нашими мудрецами разбитию скрижалей: «Не пренебрегайте мудрецом, забывшим Тору, ведь скрижали и обломки скрижалей находятся в Ковчеге». Сказано также (Эрувин, 54): «Если бы не были разбиты скрижали, не забывалась бы Тора Израилем». Выходит, что тогда не требовалось бы и учить Тору в тяжелом труде и страданиях.
И все же наш народ не в убытке. Ведь, как говорит мидраш: «За всякое страдание в изучении Торы Всевышний воздаст вдвойне».
Рав Аарон Соловейчик рассказывал о происхождении замечательной династии мудрецов, к которой принадлежал автор книги «Бейт а-Леви», рав Хаим из Бриска и его потомки:
Во времена рава Хаима из Воложина жил еврей по имени Моше Соловейчик. Реб Моше занимался торговлей древесиной, владел лесными угодьями и был известен своим богатством и щедростью, готовностью помочь каждому. И вдруг однажды он потерял все свое состояние.
Происшедшее было весьма удивительно, так что по поручению рава Хаима из Воложина был создан специальный суд мудрецов Торы, чтобы разобраться в делах реб Моше и найти причину его внезапного падения.
После тщательной проверки судьи пришли к выводу, что все дела велись безупречно. Единственное, в чем можно было упрекнуть хозяина, – в том, что он не следовал совету мудрецов не расточать на благотворительность более пятой части доходов. Он жертвовал из своих денег всякому, кто просил и нуждался.
Сам же реб Моше, оставшись ни с чем, отправился учить Тору. Он учился старательно и охотно и вскоре проявил немалые способности. Через некоторое время он считался одним из лучших учеников. И своих сыновей стал брать с собой в бейт-мидраш, пока они не прославились, как великие знатоки Торы.
Спустя годы рав Хаим из Воложина рассказывал, что теперь он знает, почему разорился реб Моше. В награду за его щедрость и добрые дела на Небесах было решено дать ему потомков – мудрецов Торы.
Однако такая династия вряд ли могла вырасти в доме богача. Поэтому и забрали у него богатство, чтобы он стал учить Тору и удостоился потомков – выдающихся мудрецов Торы.