«Вы все стоите сегодня перед Г-сподом Б-гом вашим, главы ваши, колена ваши… каждый муж Израиля» (Дварим, 29:9).
Следует задуматься о сказанном в стихе слове «стоите», указывающем на твердость и на власть. Это подобно сказанному в книге Рут (2): «И сказал Боаз юноше своему, стоящему над жнецами». Кроме того, слово «сегодня» кажется лишним, как и слово «все», ведь далее говорится: «Каждый муж Израиля».
Следует понимать сказанное здесь в соответствии с тем, что говорится в святых книгах о том, что слово «сегодня» намекает на День Суда (Рош а-Шана). И в словах «вы все стоите сегодня» содержится совет еврею перед Днем Суда.
Если кто-то с приближением Рош а-Шана не знает, как подойти к Святому Дню, совет ему – «вы все»…
Однажды в канун Йом Кипура перед молитвой «Коль Нидрей» один еврей ощутил такую тяжесть на душе, что не находил себе места, пока не решился пойти к своему ребе. «Как встречу я святой день?!» – рыдал он. Ответил ему ребе: «Я и сам не знаю, как встретить святой день… Но вместе с евреями, вместе с евреями…» И, говоря так, положил руку на его плечо и вошел вместе с ним в синагогу на «Коль Нидрей».
Сила встретить страшные дни – в том, что все мы встречаем их вместе.
О силе общины говорится и во многих книгах. Ступень, о которой говорится «сыновья вы Г-споду, Б-гу вашему», доступна лишь обществу. Один же человек сам по себе не называется «сыном Г-споду». Поэтому к Дню Суда можно подойти лишь силой общины. Еврею следует слиться с общиной, любя каждого ближнего.
И тогда, поскольку все вместе мы названы сыновьями, «как милосерден отец к сыновьям», Всевышний проявит милосердие к нам. Об этом сказано «Вы стоите сегодня все»: сегодня – в День Суда, все – все вместе.
Смягчить строгость Высшего Суда и пробудить милосердие (милосердие отца к сыновьям) можно лишь в силу единства.
Есть еще одно достоинство общины, стоящей перед Всевышним в День Суда. Сказал учитель наш, праведник из Кобрина, что служение еврея в Рош а-Шана состоит в том, чтобы воцарить Всевышнего над каждым органом тела. Вся цель служения Всевышнему в том, чтобы достичь единения с Ним, и поэтому в Рош а-Шана следует еврею воцарить Его над всем своим телом. Когда еврей един со Всевышним, строгий суд смягчается сам собой. Есть части тела, воцарить над которыми Творца несложно, это не противоречит природе и злому началу. Но есть и другие части тела, служащие обителью вожделений, над которыми весьма тяжело воцарить Всевышнего. И как поступать еврею? Это возможно только в силу единства с общиной.
Говорится в «Месилат Йешарим», что ступени чистоты каждый еврей может достичь в одиночку. Но ступени святости, чтобы все дела человека были посвящены Б-гу, подобно жертве, человек из плоти и крови не может достичь в одиночку. Ему надлежит лишь приложить усилия, но в конце это – дар Творца.
Тому, кто старается достичь святости, Всевышний дает ее в подарок. Достичь же этого подарка можно лишь единением с общиной. Ведь отец дает подарок только сыновьям. Евреи все вместе подобны сыновьям. И если еврей объединяется с ближними, это помогает достичь святости – воцарить Всевышнего над всеми частями тела.
Благодаря силе общины народа, названной сыновьями, можно удостоиться дара святости.
Говорится в книге «Бейт Авраам» о словах «вы стоите сегодня», что слово אתם (вы) – это аббревиатура אל תשליכני מלפניך (не отбрось меня от Себя). Ведь встречая День Суда, еврей обеспокоен прежде всего тем, как он предстанет перед Царем. Каждый знает свои пороки. И, хуже того, тогда кажется еврею, что он отброшен от Лика Б-га. Поэтому сказано: «Вы все стоите сегодня» – благодаря силе единства, еврей никогда не брошен, не отдален от Творца, все мы стоим перед Г-сподом Б-гом.
Говорил святой ребе из Корбина, что если еврей совершил даже самый тяжелый грех, но затем он не в силах предстать на молитве перед Всевышним, чтобы излить свое сердце, – значит, не ступал он на порог хасида. И затем добавил: «На порог еврея».
Ведь основа хасидизма – в осознании того, что еврей никогда не брошен Творцом.
Также и во всех увещеваниях, сказанных в Торе, нет и слова об этом, напротив, «никто не заброшен Им». Поэтому дана Всевышним сила общине, и в особенности в молитве. Когда еврей молится, даже если сам он заслуживает того, чтобы быть брошенным Творцом, – он никогда не брошен.
Об этом сказал и раби Акива: великое правило в Торе – «Люби ближнего своего, как самого себя».
Почему именно в этом – великое правило в Торе? В этом основа всей Торы, в этом сила еврея всегда, как во времена, полные святости, так и в самые низменные. Если еврей един со всем Израилем, вместе со всеми он – один из сыновей. И Всевышний милосерден к ним ко всем, как отец к сыновьям. Поэтому сказано: «Вы стоите сегодня все» – когда вы все вместе, вы «стоите», полные силы и твердости, перед Г-сподом Б-гом вашим, в День Суда.
И известно от святого Аризаля, что перед каждой молитвой следует принять на себя заповедь «И люби ближнего своего, как самого себя».
Тем более, перед молитвами Рош а-Шана, Дня Суда, когда необходима сила единства.
Перевод – рав М. Гафт