«Пусть Г-сподь, Б-г отцов ваших, добавит к вам в тысячи раз больше таких, как вы, и благословит вас, как Он говорил вам» (Дварим, 1:11).
Еврейский народ, по словам Раши, был не слишком доволен благословением, которое дал им Моше: «Пусть Г-сподь, Б-г отцов ваших, добавит к вам в тысячи раз больше таких, как вы, и благословит вас, как Он говорил вам».
Евреи сказали: «Моше, зачем ты ограничиваешь наше благословение? Всевышний благословил нашего праотца Авраама (Берешит, 13:16): “И сделаю твое потомство, как прах земной. Если сможет человек сосчитать прах земной, также потомство твое сосчитает”».
Ответил Моше: «Сказанное мной – мое личное благословение. Творец же благословит вас, как говорил Он вам».
В чем проявляется истинный смысл благословения Моше? Какую дополнительную пользу евреи получат от того, что он благословил их умножиться в тысячи, если они уже благословлены Всевышним, чтобы быть многочисленными, «как прах земной»?
Хатам Софер объясняет, что Моше лишь проверял их. Почему все хотят детей? Потому что дети, условно говоря, полезны: они могут помочь нести тяжелые вещи, развлекают в дороге и скрашивают одинокую старость? Или же потому, что дети – это искра Б-га, бесценный дар с Небес, частица Будущего Мира?
Итак, это была проверка от Моше для еврейского народа. Он благословил их многочисленным потомством – увеличением в тысячи раз! Если бы все, для чего им нужны были дети, была бы помощью по хозяйству и уход в старости, тогда народ мог бы ответить: спасибо, но у нас уже есть достаточно! Тысяча нам прекрасно подходит, больше пока не требуется. Однако это был не тот ответ, который прозвучал от народа Израиля в ответ на благословение Моше! Они хотели иметь больше детей, настолько больше, что «если сможет человек сосчитать прах земной, также потомство твое сосчитает» (по сути, не поддающееся подсчету количество). Очевидно, они не думали о собственной материальной выгоде или о том, что будет, когда они состарятся или заболеют. В детях они видели невероятное благословение, которое несет на себе каждый ребенок, и поэтому народ Израиля доказал, что каждый из них стоит благословения Всевышнего.
За сотни лет до этого эпизода Тора приводит два подхода к сути детей, не сочетающиеся между собой.
Яаков и Эйсав должны были разделиться: Эйсав «забирал» этот мир, тогда как Яакову достался мир Будущий. Когда Яаков вернулся из Арама, Эйсав встретил его во главе армии в 400 воинов. Спустя несколько минут после встречи, Эйсав заметил многочисленных детей Яакова.
«Пиркей де Раби Элиэзер» объясняет диалог между Яаковом и Эйсавом и открывает нам его внутреннюю суть. Спросил Эйсав: «Кто эти дети?» Ответил Яаков: «Это дети, которых милостиво дал Всевышний твоему слуге».
Эйсав был удивлен: «Что ты делаешь со всеми этими детьми? Мне казалось, что у нас было четкое разделение: я получаю этот мир, а ты – Будущий. Так почему же у тебя так много детей? Что общего у этих детей с Будущим миром? Дети – это “имущество” нашего мира!» Ответил Яаков: «Все не так! Дети – это искра Всевышнего. Сама возможность вырастить ребенка, повести Б-жественную душу дорогой, которой можно прийти в Будущий мир – это ли не привилегия высшей духовности? Поэтому у меня столько детей».
Яаков ценил детей по-настоящему. Эйсав же видел в детях имущество из материального мира.
Дети – это дополнительная пара рук в полевых работах. Они могут доить коров и помогать по дому!
А что же мы с вами?
Современное общество далеко продвинулось с тех времен. Мы не живем натуральным хозяйством, и нет такой нужды в рабочей силе, как была тогда. Как следствие, «практическая ценность» детей стремительно упала! Они не только не помогают – как бы страшно это не звучало, дети для современного поколения – настоящая обуза! Растить детей – дорого, долго, и, честно говоря, это портит нервную систему. Кому вообще сегодня нужны дети?
Вы можете заметить, что людям по-прежнему нужна компания, они по-прежнему страдают от одиночества, как и сотни лет назад… Нет проблем: человек сегодня может завести собаку. Собаки намного лучше детей! И теперь уже, вместо того, чтобы приходить в дом, полный требующих, назойливых и выматывающих детей, человек спешит к любящему, виляющему хвостом псу, который бежит с радостью принести хозяину тапочки и свежую газету. Так зачем же при такой альтернативе заводить детей? Это – позиция и философия Эйсава, которая столь популярна в современном обществе!
Но не таким был наш праотец Яаков! Он понимает, что предназначение детей – не в наслаждении этим миром и не в том, чтобы они облегчили нам повседневную рутину. Каждый ребенок несет в себе духовную миссию, в каждом – Б-жественная искра, которая была доверена нам, чтобы мы о ней заботились и направляли. Каждому из нас как родителю дана уникальная возможность: исполнить волю Всевышнего и подготовить душу ребенка – так, чтобы она удостоилась Будущего мира.