С давних пор женщин принято считать слабым полом, и во многом это соответствует истине: женщина обычно слабее физически, более эмоциональна.
Как правило, для нее более естественным будет уступить, подчиниться, быть принимающей стороной в отношениях.
В нашей недельной главе фараон приказывает еврейским повитухам по имени Шифра и Пуа умерщвлять всех еврейских мальчиков при появлении их на свет. Но они ослушались приказа и нашли в себе силы противостоять могущественному царю величайшей державы мира. Их поступок не очевиден, он находится за гранью естественного хода вещей. Сказано: «Но боялись акушерки Б-га и не делали (так), как говорил им царь Мицраима» (Шмот, 1:17).
Существует плодотворная почва для взращивания качества Б-гобоязненности, ират шамаим. Идеальные условия для этого были в святом Иерусалиме, во времена Первого Храма, где наблюдались постоянные чудеса, пребывала Шехина. Тогда было невозможно не увидеть Славу Творца, не было человека, не знавшего о Единстве Всевышнего, не ощутившего Его Величия.
Но события нашей недельной главы происходят задолго до построения Храма, в самом «грязном» месте мира, в условиях полного сокрытия лика Всевышнего, где внешне проявлялись другие силы, царствовал фараон, и евреи жили в среде грешников и идолопоклонников.
Кроме того, в природе человека заложено искать легкие пути и оправдания своим слабостям и поступкам.
В сложившейся ситуации было бы естественно исполнить указание фараона, ведь если и не руками выбранных им повитух, жизнь которых теперь висела на волоске, так или иначе злодей фараон нашел бы способ исполнить задуманное. Исполнив его волю, можно было бы не бояться за свою жизнь и утешаться спасением еврейских девочек. Но Шифра и Пуа (как объясняют наши мудрецы, это были Йохевед и Мирьям) «боялись Б-га», и сила их ират шамаим была настолько огромна, что это послужило началом освобождения. Разум вместе с трепетом перед Творцом побеждает обстоятельства, выходит за рамки материальности; реальностью для человека становится воля Творца, и тогда подчиниться ей, устранить свои желания перед Его волей и означает обрести свободу! Это истинная внутренняя свобода – жить над законами природы, не быть пленниками чуждых решений и неизбежных событий, возвыситься до уровня Б-жественной воли.
Сказано: в заслугу женщин-праведниц вышли евреи из Египта (Сота, 11б).
Их решение не подчиниться воле фараона было первым лучом надежды на избавление. И мы знаем, что Йохевед впоследствии родит того, кто действительно освободит народ Израиля из Египетского рабства.
«И было: поскольку боялись повитухи Б-га, Он сделал для них дома» (Шмот, 1:21). Согласно комментарию Раши, это династии священнослужителей-коэнов и левитов, и царей, которые называются «домами», как написано: «возводить Дом Господа и дом царский» (Млахим 2, 9:1). Династии коэнов и левитов происходят от Йохевед, а династия царей – от Мирьям (Сота, 11б). И здесь нужно особо подчеркнуть, что еврейский дом – это место, где духовный уровень его основателей передается потомкам. Эти великие дома строились силой ират шамаим Йохевед и Мирьям.
Мы принадлежим к поколению баалей тшува, мы возвращаемся к своим истокам, к Торе, к связи со Всевышним, и перед нами стоит важная задача заново построить еврейские дома.
Нам надо приложить все возможные усилия, чтобы наша Тора и наша Б-гобоязненность имели такую силу, чтобы огонь их не угасал в наших детях, внуках, учениках.
Возвращаясь к нашей недельной главе, коснемся еще одной темы. Когда фараон повторно вызывает к себе акушерок и требует объяснения, почему они не повиновались его приказу, Йохевед и Мирьям говорят в свое оправдание следующие слова: «Ведь еврейки не похожи на египтянок, они – как животные (ки хайот hена): прежде чем к ним придет повитуха, они рожают» (Шмот, 1:19). Слово хайот, буквально означающее «животные», происходит от слова хай – жизнь. То есть женщины рожают подобно зверям – без помощи со стороны.
Таргум Йонатан бен Узиэль объясняет этот стих несколько иначе: еврейские женщины, в отличие от египтянок, расторопны и умны – до того, как к ним приходит акушерка, они обращают свои глаза к Всевышнему, просят о милосердии и не нуждаются в присутствии акушерки при родах. (Однако стоит напомнить себе, что и высшие ангелы, которые упоминаются в «колеснице» пророка Йехезкеля, также называются хайот.)
Природные источники проточной воды называются Торой «живая вода», маим хаим. Живой водой называется и сама Тора, наполняющая водоем (разум) из небесного источника. И сама жизнь невозможна без связи с Источником – Творцом.
Упомянутые слова из стиха означают, что женщины были связаны с Источником жизни.
Наш мир – это место огромного количества недостатков, болезней и ударов. Сталкиваясь с проблемой нехватки чего-либо, человек пытается восполнить недостаток: не хватает денег – ищет работу, болеет – ищет лекарства. Это вроде бы разумно и естественно. Но есть другой, менее естественный, но более истинный путь: делая необходимые действия, в первую очередь обратиться за помощью к Всевышнему, к Источнику жизни с верой, упованием и молитвой. Это не противоречит поискам заработка или лекарств, а предшествует ему. Зная, что все – от Творца, Источника жизни, обновляющего наши жизненные силы изо дня в день и обязывающего нас предпринимать и естественные попытки для решения проблемы, – поиск заработка или лекарств превращается в обращение к Творцу.
В заслугу женщин-праведниц вышли евреи из Египта.
Несмотря на невыносимые условия жизни, страх и бедность, еврейские женщины были готовы рожать детей. Более того, согласно мидрашу, они воодушевляли мужчин на создание семей в период рабства. Благодаря их самоотверженности еврейский народ не только не исчез в египетском рабстве, но чрезвычайно преумножился.
Подготовила г-жа Р. Кудрина