Пурим – позволить себе и домочадцам – радоваться

Пурим – “Новый год” радости. Всевышний как бы берет радость Пурима и щедро приправляет ею весь наш год. Поэтому в Пурим нельзя сердиться – ни на перепачканных детей, объевшихся сладостей, ни на подвыпившего мужа – это будет дурным знаком на весь год.

И если есть праздник, который погружает женщин в депрессию – то это Пурим, радостный для детей, для мужей, но не для жен. Есть ли что-то в мире, что жена не терпит больше, чем пьяный муж?! И так-то связь не ахти как налажена, а тут вовсе – потеря контакта.

Женщина любит, чтобы муж был как Мордехай – от корня дарух, то есть «на которого наступили» – чтобы муж все время был возле нее, привязан к ее нуждам: «И каждый день Мордехай ходил перед двором женского дома, чтобы узнать о здоровье Эстер, и о том, что с ней делается» (Свиток Эстер 2:11). «Эстерика, все есть? Не нужны ли памперсы, дорогая? Не выбросить ли мусор?» И вдруг он – сам по себе, а ты остаешься одна с детьми, с беспорядком, с липкими мишлохей манот. Так чему тут радоваться?

Пурим – праздник настоящего раскрытия еврейской женщины. Не Песах. Почему все женщины уверены, что Песах – праздник женской гордости? Одно из самых возвышенных мгновений – когда она идет за мужем во время бдикат хамец (проверки дома на квасное), хромая от многочисленных пробежек по дому, охая от ожогов средства для снятия жира, чихая от волн средств от насекомых… Но как она горда результатом… Нет, это не женский праздник. Быть пасхальной жертвой – а мы любим быть жертвами: уработаться, а потом сидеть за пасхальным столом полумертвые. Мы обожаем это! И хотя есть в этом для женщины особый шарм, но это все же не настолько женский праздник.

Пурим – ультимативный женский праздник. Он раскрывает настоящую женщину. Она смотрит вокруг, видит, что все радуются. Она – та, что позволила состояться этому празднику, она обеспечила все для этого, но она не часть этого буйного веселья. Точно как царица Эстер, которая осталась на всю жизнь во дворце нелюбимого Ахашвероша, до самой смерти. Она стоит у окна дворца, смотрит на радость в городе Шушане – «И город Шушан возликовал и возрадовался» (Свиток Эстер 8:15). Она совершила это, но она вне этой радости.

Это очень глубинный женский секрет. Самая большая наша радость – это видеть, как радуются люди, которые нам дороги. Это потрясающе! Это «каму ванейа вейеашруа» – «Встают дети ее, – и восхваляют ее» (Мишлей 31:28). То есть это дает нам ошер – счастье. Это видеть кого-то, кто находится под нашей ответственностью – и иметь возможность порадовать его. И все. Все! У нас уже ничего не болит, мы себя хорошо чувствуем.

Для примера. Тяжелые роды. После всех схваток, потуг, болей – младенец показался, но ему что-то не понравилось, и он забрался обратно. А потом вакуум – и не получилось, а потом кесарево с эпидуралем и другими радостями, падение давления… Она лежит в палате – «мертвая» от усталости. Но если младенец плачет, она подойдет к нему еле-еле, вытащит из кроватки, возьмет на руки. И если он прекратит плакать, если ей удастся вернуть ему хорошее настроение – где ее боль, и где ее усталость?! Истинная радость женщины – видеть дорогих ей людей счастливыми.

Иногда мы даем, и снова даем – но это все не принимается. Искусство давать так, чтобы это принималось – это урок Пурима. Это кийму векиблу – «Установили Иудеи, и взяли на себя и на потомков своих,» из свитка Эстер (9:27). Одними установками не проявляется вся сущность жены и мамы. Я должна дать: «Разбудить – покормить – отправить – получить – покормить – помыть – положить – разбудить… Когда же это кончится?!» Ждешь, когда кончится – возьми стул, сядь на Ар азейтим (имеется в виду кладбище) – и жди, пока все закончится.  Это все отдача, а как же с тем, что человек (ребенок) реально может получить? А где наше «получение»? Радоваться, что им весело – это оно и есть!

В свитке Эстер написано, что «И понравилась ему эта девица, и снискала она его расположение, и поспешил он доставить ей притирания ее и выдать ей часть (яств), предназначенных ей (на иврите – манотейа)» (Эстер 2:9). То есть человеку, который нам нравится, мы будем давать то, что ему подходит, как евнух Эгай давал Эстер только кошерную еду. Мана – это что-то личное, то, что может подойти именно этому человеку.

По алахе можно сделать 50 одинаковых мишлохей манот, но один – личный, вложив душу. Можно даже передаривать один и тот же мишлоах – алаха это не запрещает – пожалуйста. Но один мишлоах – пусть будет личным. Виленский гаон пишет: в чем разница между матана (подарок) и мана (по-русски тоже подарок)? К мана нужно добавить личную записку.

Но главное – во время трапезы у себя дома суметь быть радостной. Не приготовить «нате вам» и сидеть с постной миной! Радоваться, хотя это и хлопотно. Радоваться, потому что мы позволяем им провести этот день так, как они любят.

Пурим хорош еще и тем, что полон неожиданностей. Скажем прямо, разных. К примеру, молодая жена – 1-ый год – с опаской ждет Пурима – а как он, этот муж без стажа, поведет себя? Оправданные опасения… Но зато как здорово, когда: “Вошло вино – выдаются секреты” – и этими секретами оказываются диврей Тора, которые в трезвом состоянии постеснялся сказать, выражение благодарности и признательности родителям и учителям (иногда и жене, когда уже довольно много вина “вошло”). И тогда – начинаешь вдруг видеть и понимать, что вклад-то наш – немалый, и веселье, якобы стимулированное вином, позволившим расслабиться, оно показывает – истинное лицо.

В Пурим, как написано, евреи заново получили Тору. Уже не из страха, как на горе Синай, а из любви и благодарности. Но еще – в Пурим евреи заново получили ЖИЗНЬ – отмена смертного приговора – не мало…

И если мы это хоть немножко понимаем – представим себе человека, выпущенного из камеры смертников – нужны ли ему дополнительные причины для радости, кроме самого факта, что спасен? А, грязный пол, горы стирки, замурзанные дети? Слава Б-гу, что это все есть!!! Мы в Пурим заново получили в подарок Жизнь, все остальное – это как-бы бонусы. Если это понимать и не забывать – то как тут не радоваться!

***

Веселого нам всем Пурима – несмотря на… !

А иерусалимцам – особый Шабат Шалом – сразу после!

п.с.: И давайте постараемся, насколько в наших силах, чтобы наш “вклад” был побольше!