Парашат Трума – Тайны радости

Недельная глава Трума занимается деталями строительства и установки Мишкана (переносного Храма) – материалами, посудой, размерами, и так далее.

Именно в этой главе Всевышний учит нас секретам дома, где весело, дома, который притягивает к себе. Мишкан – от слова мошех, притягивает. Является ли наш дом таким – притягательным и веселым? Местом, где приятно находиться?

Может быть, нас притягивает в основном трума – вложение, жертвование – снаружи, вне дома. Там, где происходят разные интересные события, где наши усилия оценят другие люди и будут долго благодарить…

А есть ли место притяжения внутри, в доме? Это секрет Мишкана – шеасимха бемеоно, то есть в нем присутствует радость.

Первое, что мы можем выучить из недельной главы: радость должна происходить от трума, но произойдет это после того, как мы почувствовали печаль (эцев). Чтобы радоваться, нужна способность подняться, вознестись над своим горем. Трума – меромемет (поднимает), ты поднимаешься из низин страдания – это секрет строительства счастливого дома. Поднятие к главе Трума происходит после падения во время греха золотого тельца. Всевышний говорит: «Придет золото Мишкана и искупит золото тельца» (Шмот 25:17). Что такое этот телец? Это то, что происходит с каждым из нас каждый день. Страх народа Израиля в пустыне, чувство заброшенности, «ибо этот муж, Моше, не знаем мы, что стало с ним» (Шмот 32: 1). Мы чувствуем себя заброшенными, одинокими. «Где мой муж? Мне никто не помогает!»

Наши неудачи и провалы, когда мы не можем создать счастье внутри дома и пытаемся найти ему взамен запретные суррогаты – говорим лашон а-ра, сердимся… Именно из этого состояния нужно подняться для истинной радости.

Нужно понимать, что страдания и печаль связаны с домом на фундаментальном уровне, встроены в него, потому что дом, супружество и дети – те вещи, куда встроен эцев, печаль. Именно эцев меацев (оформляет) новое строение, новый дом. Та, кто не хочет познать эцев, не узнает, что такое роды, как написано «арбо арбе эцвонех веэронех» – «умножу печаль твою и (при) беременности», «беэцев телди баним» – «в печали будешь рожать детей» (Берешит 3:16). Та, кто хочет избегать страданий и печали, не сможет узнать, что такое нисуин, замужество, потому что смысл этого слова – «прощать», «мириться» (леашлим) после того как положение было не ахти (несовершенным, ло мушлам). Как спрашивает Каин: «Гадоль авони минсо» – «(разве я совершил настолько) великий грех, (что его нельзя) простить (вынести)?» А Всевышний отвечает ему: «ало им тейтив съэт» – «Ведь если будешь творить добро, простится (тебе)». То есть супружество – это вознестись, подняться над плохим положением, построить заново.

Кто научит нас секрету, как подняться, вознестись? Кто откроет тайну трумы после тяжелых падений? Только дети. Раби Леви-Ицхак из Бердичева советует нам учиться у детей – как они всегда находятся в радости, ищут поводы для нее; в них есть то, что называется «симхат хаим» – радость жизни. Нет радости большей, чем эта. Мы живы, и это уже повод для радости. Следует благодарить Всевышнего за каждый вдох, за каждый вдох. Саба из Келема говорил, что секрет радости – в стихе «Ма йитонен адам хай» – «Что жалуется человек живущий?» (Эйха 3:39). Вы живете – это уже так много.

Трума противоположна тмура (что-то взамен). Мы вкладываем в детей и требуем от них взамен успехов, успешности, поощрения нашего хорошего родительства хорошими оценками. Это так много для нас значит, но стоит ли так обращаться с детьми? Каждый ребенок должен чувствовать себя «подходящим» для своих родителей. Не нужно взваливать на него груз наших бесконечных ожиданий или показывать наше разочарование. Какая радость, что он у нас есть! Какая радость, что он здоров и весел!

В Мишкане мы учим многое из того, как Всевышний избрал говорить с нами. Не от жертвенника, не от ковчега завета, Всевышний говорит с нами «мибейн тинокот», между двумя крувим, которые были похожи на детей. Всевышний показывает нам, что Он будет говорить с нами «среди детей», почему? «Реу хибатхем лифней амаком» (Хагига 26б) – посмотрите, как вы милы Всевышнему! Он говорит, что мы радуем Его своим существованием, тем, что были созданы. Вы – моя Святая святых, от вас будет слышен Мой голос.

Давайте покажем нашим детям, как они радуют нас уже самим своим существованием! Давайте радоваться тому, что мы живем и дышим! Давайте сделаем наш дом притягательным для всех домашних!

Подготовила З. Скаржинская