Как чудесно объясняет Бааль а-Турим «Ве-ата тецаве» – «А ты повели…». Всевышний велит Моше: «И ты повели сынам Израиля, чтобы они взяли тебе елея чистого, битого, для освещения, чтобы возжигать лампаду постоянно» (Шмот 27:20). Бааль а-Турим объясняет, что гематрия «ве-ата тецаве» равна гематрии «нашим цаве» – «повели женщинам». Это намек на то, что придет день – и не будет Мишкана, не будет Храма, негде будет зажигать святой огонь Меноры. Кто тогда будет ответственным за зажигание – не только шаббатних свечей, но и всего света в доме? Женщина.
Женщины назначены ответственными за зажигание света в доме. И за выражение своего лица – за свет, исходящий от их лица – женщины в ответе. И это же сказано о Торе: «Амаор шеба махазиран лемотав» – свет, который заключен в ней, возвращает их на хороший (путь). Когда человек смотрит на кого-то, чье лицо светится, излучает добро, он чувствует себя хорошим, большим. Свет, исходящий от лица матери, приводит ребенка к добру.
Таким был Моше рабейну. Наш учитель был зеркалом. Не просто зеркалом – он был зеркалом излучающим – аспаклярия меира (так аллегорически называется пророческое видение). Невозможно было смотреть в лицо Моше рабейну и не чувствовать себя большим, великим, чувствовать себя хорошо. Сразу по приходе к нему люди чувствовали себя лучше. Моше видел каждого еврея настолько хорошим, постоянно говорил хорошее о еврейском народе, что, когда он умер, Всевышний оплакивал его именно как заступника народа – кто теперь будет так просить, если народ согрешит, и кому Он сможет сказать: «Простил Я по слову твоему» …
И такой была также царица Эстер. «И нравилась Эстер всем видевшим ее». Трактат Мегила открывает нам, что Эстер – это эстеар, саар – «луна», потому что Эстер, как луна, отражала каждому его свет. Каждый, кто смотрел на нее, ощущал себя отраженным в такой милости, чувствовал себя таким хорошим, как написано: «Каждый видел в ней красоту народа своего». Каждый думал, что она принадлежит именно к его народу. Потому что каждому она показывала, как он велик и хорош. Это также названо «ватеи Эстер носет хен» – Эстер как будто несет милость каждому, чтобы рядом с ней он почувствовал себя стоящим и нужным.
Это секрет радости. Так говорит автор книги «Пэле Йоэц», рав Папо: «Понять, насколько мы великие люди, насколько большое значение имеют даже самые мелкие наши поступки».
И поэтому мы должны учиться такому отношению к близким людям – как пней Моше, лицо Моше, которое светилось как менора – в нашем собственном доме, в этом малом Храме. Искусство «леаир паним» – светить своим лицом, то есть удерживать на своем лице доброжелательное выражение, когда мы смотрим на наших детей, на мужа, на братьев и сестер. И это – то, о чем нужно просить, стоя напротив субботних свечей. «Везакени легадель» – чтобы тот, кто будет стоять возле меня, почувствовал себя великим, таким дорогим, важным для нас.
Перевод З. Скаржинской