Парашат Мишпатим. Твой ближний – центр мира

Из главы Итро с ее громами и молниями мы «опускаемся» в главу Мишпатим (парашат Мишпатим): бык, колодец и осел. Отсюда вышли целых три трактата Талмуда – Бава Кама, Бава Мециа и Бава Батра – только из одной главы Мишпатим. Как тяжело учить Талмуд, разбираться со всеми этими мелкими житейскими нюансами.

Мы – поколение, которому нужны фейерверки. Но Всевышний говорит: самое важное – это человек и его жизнь – его бык, его осел, его чувства – чтобы не «упал в колодец» (имеется в виду отчаяние). Человек – это Тора ми-синай.

Существует много идеологий, но все они ставят в центр самого человека, его собственные чувства и внутренний мир. А Тора говорит: зулат (твой ближний) – это центр мира. Люди превыше любой идеологии.

Есть женщины, которые так любят животных, состоят в организациях, охраняющих их, и при этом относятся к самому близкому человеку – своему мужу – как к мелкому, незначительному существу, размером с амебу. Тут можно сказать, что есть не только цаар баалей хаим (причинение вреда животным), но и цаар баалим хаим (вред живому мужу).

Наша глава рассматривает цаар баалей хаим в сравнении с причинением ущерба человеку.

Есть два осла. С одного надо снять поклажу, на другого – навьючить груз. Хозяевам какого осла нужно помочь? Конечно, нужно бежать туда, где требуется снять поклажу – ослу тяжело – цаар баалей хаим. НО если осел, на которого нужно навьючить, принадлежит твоему недругу, а осел, с которого нужно снять поклажу – твоему другу, то помочь нужно сначала недругу. Наладить отношения с человеком важнее, чем помочь животному. Чем поможет нам самая лучшая экология, если мы не можем ужиться друг с другом?

«И эти законы, которые изложишь перед ними» – так начинается глава. Что значит «и эти»? В добавление к десяти заповедям – как те даны на Синае, так и эти даны на Синае. Законы отношений между людьми – даны на Синае: подруга, мама, начальник – все это регулируется законами, данными на Синае. Если украли имущество ближнего – возвращаем со штрафом, если ранили чувства человека – как это вернуть?

Сирота и вдова… Какое продолжение в Торе стиха «Если будешь причинять ему муки..!»? Нет продолжения! Не объяснено. Наказание настолько ужасно, что Тора не продолжила. Будьте осторожны с чувствами людей, и особенно – с чувствами тех, кто страдает.

Я всегда рассказываю известную историю о паре, где муж все время обижал жену. В конце концов, она придумала: каждый раз, когда он обижал ее, забивать гвоздь в дерево. Однажды муж увидел, сколько гвоздей в дереве, и ужаснулся, решил сделать тшуву. Теперь каждый раз, когда он просил у нее прощения и говорил с ней красиво, она вытаскивала по гвоздю. Пришел день, когда в дереве не осталось ни единого гвоздя. Тогда муж гордо показал жене, что исправил свое поведение. Она ответила: «Действительно, но посмотри, сколько дыр осталось от тех гвоздей!». Страдания, причиненные другому, никак нельзя исправить до конца. Эти шрамы не залечиваются. Так как продолжить такой брак? Если главное в ваших отношениях – любовь, то это будет похоже на случай, когда у красивого мужчины есть на лице пара шрамов – болел в юности ветрянкой, расчесал – и остались шрамы. Это не страшно, несмотря на них он красив. Но шрамы остаются.

Если есть в иврите выражение, которое неприменимо для еврея, то это «бли хавана», «не имел в виду» (буквальный перевод – не имел такого намерения). «Я сказала это бли хавана, я не имела в виду обидеть тебя». Еврей не должен поступать «бли хавана». У еврея может быть только «бехавана ло», то есть намереваюсь НЕ. Я просыпаюсь утром и говорю, что сегодня я намереваюсь НЕ обижать ближних. И об этом мы молимся в утренних благословениях: «амехин (мехавен) мицадей гавер» – подготавливающий (направляющий) шаги человека, чтобы я не наступил на чувства другого человека, «чтобы не ходили по головам святого народа». Раби Нахман ми-Бреслав говорит: «Нет радости, кроме как у настроившегося сердца». Хватит думать, что радость спонтанна. «Ну, когда же ко мне придет радость?» Радость приходит от внутреннего настроя: «как бы не ранить кого-нибудь непреднамеренно». Радость приходит от уважения ближних: родителей, мужа. И это большая работа.

И поэтому давайте работать над настройкой своего сердца, над радостью в доме оттого, что никто не будет обижать ближнего!

Подготовила Скаржински Зисси