Именно теперь, в главе, рассказывающей о великом и чудесном даровании Торы, Всевышний решил сообщить нам о положении тестя. Ну а в сам Шавуот, в праздник дарования Торы – мы читаем о свекрови Рут, о Наоми.
Почему именно рядом с главами о получении Торы нам напоминают о тесте и о свекрови, об этих непростых семейных связях? Так Всевышний хочет напомнить нам, что главное качество для получения Торы – это слух, нужно уметь слышать.
Так начинается наша глава: «Ваишма Итро» – услышал Итро. Нет ни одного, кто бы не «слышал» в этой главе: Итро «услышал некий слух, и пришел, и сделал гиюр» – он пришел, потому что узнал о чудесах, которые произошли с еврейским народом при выходе из Египта (рассечение Ям Суф и война с Амалеком).
Моше с уважением слушает то, что говорит ему Итро. Итро, конечно, со своей стороны, не приходит к нему внезапно, а заранее предупреждает о своем приходе – ради мира в семье.
Еврейский народ говорит: «Наасе венишма», сделаем и услышим, хотя «нишма» они говорят в следующей главе, «Мишпатим».
Наши мудрецы говорят, что среди способностей, требующихся для того, чтобы быть одним из изучающих Тору, прежде всего, следует упомянуть слух. «Тот, кто отклоняет ухо свое от слушания Торы – даже молитва его мерзость» (Мишлей 28:9). Тот, кто говорит: «Мне не нужны все эти раввины, я и сам учу Тору, не говори мне про них, они беспринципные» (не дай Б-г). Не верь, что его молитва может быть настоящей, что он «бааль тфила» (обладает особенно возвышенной, вдумчивой молитвой с правильным настроем), что он уединяется для высокой молитвы. Все это ложь! Сущность молитвы – что ты можешь получить что-то от кого-то более великого, чем ты. Если человек не может натренировать это качество, изучая Тору из уст своего рава, то как же он может сделать это в молитве? И молитва его – тоже ненадежная.
Слушать родителей супруга (супруги) – это самое тяжелое в мире. То, что говорит Итро своему зятю Моше – кто не слышал это от своей свекрови? «Нехорошо». «Нехорошо то, что ты делаешь» (Шмот, 18:17). Посмотри, как ты выглядишь?! «Падешь силами ты!» (Шмот 18:18). Почему дети должны так долго ждать тебя – из-за твоего неэффективного распределения времени! Итро говорит Моше: «Посмотри на бедных сыновей Израиля, которые вынуждены стоять в очереди, ожидая твоего суда с утра до вечера! Что же ты делаешь?!»
И Моше рабейну, с одной стороны, слышит, ведь так важно услышать, даже когда эти слова меня раздражают, и даже если это вообще нерелевантно, и даже если я не понимаю, о чем речь. Он прислушивается, потому что его тесть – человек в возрасте, мудрый, и он достоин уважения. Но, с другой стороны, он знает, что то, что видит он, его тесть не видит. «Вещи, которые видны тестю, не видны издалека».
Моше рабейну мягко объясняет тестю: «Ты прав. Это действительно хлопотно, когда народ стоит целый день в ожидании, а я один рассуживаю их. Но – «приходит ко мне народ вопросить Б‑га. Когда есть у них дело, (тот человек) приходит ко мне; и я сужу между человеком и ближним его» (Шмот 18:15,16). Но – когда они приходят ко мне, я смотрю на них, на каждого из них, и молюсь за них» – так объясняет Рамбан. Святой, благословен Он, посылает их ко мне, и Он же посылает напрямую мне для них Свой ответ с Небес, потому что они нуждаются в нем. Так Моше рабейну мягко и деликатно объясняет Итро, что его совет очень хорош, и что он принимает его. И он действительно найдет «аншей хаиль» – людей с положением, мужей видных – которые помогут ему, разделят его обязанности. Но есть и большое преимущество в том, что именно сам Моше делает. Конечно, это утомительно – стоять в очереди, ожидая приема лично у Моше, но знаем ли мы, какое воздействие имеет на человека взгляд Моше-рабейну?
Об этом деликатном ответе – с одной стороны, настаивать на своем, с другой – принять совет, – мидраш говорит: «Мудрость усилит (возвысит) мудрого (лучше), чем десять правителей» (Коэлет 7:19).
Не показывай своей свекрови, как ты правишь, владеешь ситуацией, как ты понимаешь все в тысячу раз лучше нее. Послушай ее, поскольку у нее есть, чему научить тебя. Научись у нее ее мудрости, и в процессе терпимого общения – ты мягко объяснишь, что есть вещи, которые только ты, как мама, как свидетель, видишь и понимаешь. Потому что вещи, которые видны отсюда, не видны свекру (или свекрови).
Да удостоимся мы слышать, делать и жить в мире в семье!
Подготовила Скаржински Зисси