«И сказал Г-сподь Моше: Скажи священнослужителям, сынам Аарона, и скажи им» (Ваикра 21:1)
Это очень мягкое высказывание, ведь корень амар свидетельствует об очень мягком обращении. Даже не совсем ясно, зачем двойная мягкость. Что значит «скажи коаним, скажи им» – два раза?
Это два совершенно разных высказывания. Первое нужно для того, чтобы открыть их сердце, чтобы они согласились услышать все твои слова – скажи им: «сыны Аарона». «Скажи священнослужителям, сынам Аарона» – это чудесный хидуш (открытие в Торе) раби Меира бааль а-нес. Самая большая похвала нам – это то, что мы чьи-то дети, несмотря ни на что, что бы ни случилось. Этим священнослужителям собираются дать огромное «домашнее задание», но если ты начинаешь со слов «сын мой», выученное найдет дорогу к его сердцу.
И то же относится к продолжению главы: «И если дочь священнослужителя станет развратничать, порочит она отца своего» (Ваикра 21:9). Что можно сказать подобной дочери, которая опустилась до такого уровня? «Дочь коэна». Несмотря ни на что, она названа «дочь». Это великий по своей значимости хидуш.
Раби Йеуда а-наси спорит с этим, он говорит: «Если выполняют повеления Творца – называются «сыновья», если же не выполняют – не должны называться «сыновья»». И ведь он прав!
Но раби Меир все равно говорит: «Несмотря ни на что, ни на какое плохое поведение, он – сын». И это совсем не само собой разумеющаяся вещь. Потому что раби Йеуда а-наси говорит: «Если вы не ведете себя как сыновья, не уважаете отца, как приличествует сыновьям, не почитаете мать – то вы не можете стоять перед Всевышним и говорить Ему: «Папа! Я Твой сын» или «Я Твоя дочь». Ведь ты не веришь в понятие «родители», так что ты приходишь с претензией: «я Твоя дочь»?».
Раби Йеуда а-наси, собственно, говорит, что каждый раз, когда мы становимся, чтобы помолиться перед Небесным Отцом, встает на повестке дня вопрос: какой ты ребенок по отношению к твоим родителям?
Известно, что заповедь «Почитай отца и мать свою» находится на правой из двух скрижалей Завета, то есть, это заповедь между человеком и Б-гом. Логично, говорит раби Йеуда а-наси, что, если ты не уважаешь отца и мать, то ты не можешь обратиться с уважением и ко Всевышнему.
Это мы видим и в нашей недельной главе. Человек низкого происхождения, у которого действительно не было предмета уважения – сын Шломит бат Диври, которая зачала его против своего желания от египтянина (Ваикра 24:10,11). Он «человек без места», «лишний человек». Он унижает институт родительства, он не почитает родителей. А оборотная сторона почитания – поругание. Поэтому он выходит порочить и Небесного Отца – потому что собственных родителей он не уважает.
Но приходит раби Меир (меир на иврите – освещает) и освещает нам путь. Он говорит: несмотря на это, даже если тебе кажется, что ты не можешь уважать своих родителей, даже если твои родители кажутся тебе отсталыми, принижены они в твоих глазах, все равно «вы называетесь сыновьями», а родители все равно называются родителями. Вы не освобождаетесь от почитания родителей, что бы вы о них ни думали.
Если вы хотите, чтобы ваши молитвы были услышаны – ваши родители стоят между вами и Всевышним. Они – звено, соединяющее вас со Всевышним.