«И сказал Моше Аарону: это, что изрек Г-сподь, говоря: через близких Мне освящусь и пред всем народом чтим буду. И безмолствовал Аарон». Этот стих описывает реакцию Аарона непосредственно после смерти двух его сыновей, Надава и Авиу.
Прежде всего – удивительно, насколько наши мудрецы стараются расшифровать молчание. Обычно объясняется то, что сказал Всевышний Моше, то, что сказал Моше народу, и вдруг – попытка расшифровать молчание.
И происходит это именно с тем, кто озвучивает Моше рабейну, с его «устами» – с Аароном. Он представляет собой «уста первосвященника», по слову его излечивается цараат. Но именно человек, речь которого настолько свята, – именно когда такой человек замолкает, это обретает очень глубокий смысл.
А какой же смысл заложен в этом молчании? Что это – приниженность духа? Это то же, что сказать «Я не совсем в порядке, и поэтому промолчу». Но это намного больше простого объяснения.
Мы думаем, что вайидом – «и смолчал» – это остановиться. Как приказ в армии – смирно! Однако иногда именно молчание, безмолвие позволяют двигаться дальше.
Мы поколение разговоров, токбекисты (от английского talk back). Нам что-то сделали – мы должны обязательно отреагировать. Что-то происходит – мы должны проанализировать это и поделиться со всеми. Мы поколение, отравленное множеством слов. И нужно понять, что иногда именно разговор стопорит нас на одном месте, как будто команда «смирно». Мы пытаемся докопаться, дознаться, понять: «почему?», «как?». И иногда именно молчание позволяет продолжить идти, двигаться вперед.
Замечательный комментарий на это есть у Рашбама. «После смерти двух сыновей Аарона», когда Всевышний говорит: «Через близких Мне освящусь и пред всем народом чтим буду» (Ваикра 10:3). Рамбам говорит: это и есть почитание Шхины – увидеть, как умирают сыновья и оставить скорбь для того, чтобы служить Создателю своему. Так тяжело продолжать, жить дальше после столь тяжелой утраты! Дай Б-г никому не знать этого! Смерть физическая или смерть духовная – иногда человек теряет таким образом ребенка, чтоб не знать этого никому, и чтобы просто жить дальше – он должен говорить намного меньше. Особенно в те тяжелые моменты, когда вспоминает произошедшее – молчит, потому что слова «закапывают» его в этом месте и не дают двигаться дальше.
Эта недельная глава замечательна тем, что показывает, что способность смолчать – это общесемейное качество, эта способность передается по наследству. Мы видим, как смолчал Аарон. Сразу после этого мы видим, как Моше рабейну разгневался на оставшихся сыновей Аарона: «Почему вы не ели жертву очистительную на месте святом, ибо святое святых она, и ее дал Он вам, чтобы снять вину общины, искупить их пред Г-сподом. Ведь не была внесена кровь ее внутрь Святилища, есть должны вы ее на святом (месте), как я повелел» (Ваикра 10: 17-18). И они смолчали, подумав: не по закону будет, если будем отвечать пред отцом нашим, сидящим тут же, и не по закону, чтобы ученик отвечал учителю (на обвинение). И смолчали, стоя под градом обвинений, чтобы проявить почтение к отцу – Аарону и к учителю своему Моше. Еще одно молчание – очень вовремя.
И еще один случай. После того, как Моше рабейну изливает свой гнев на Эльазара и Итамара, Аарон пытается оправдать их поступок. «И услышал Моше, И было это угодным в его глазах» (Ваикра 10: 20). Он услышал и не устыдился признать за ними правду. Моше смолчал – после того как был на пике недовольства оставшимися сыновьями Аарона. Он смолчал. Молчание – это свойство, переходящее по наследству, это «йихус».
Иногда я спрашиваю у женщин, что они выучили у своей мамы больше всего? И они часто отвечают, что больше всего высечены в их памяти моменты, когда мама умела смолчать. И они могут сказать себе: мама в такой момент сдержалась бы и промолчала. И я промолчу.
Это не молчание, выражающее конец, бессилие, «не нашла что ответить». Это молчание раскрывает большую внутреннюю силу. Только так и можно двигаться дальше, особенно в семейной жизни.
И еще один рассказ из гмары на ту же тему. Один амора долго не женил своего сына. Его товарищ спросил его, в чем причина такой задержки. На что тот ответил, что он ищет для сына девушку «с происхождением», из хорошей семьи. Тогда товарищ сказал: иди на рынок, посмотри, как люди ссорятся и ругаются там. Человек, который не будет вмешиваться в ссору – тот, кто тебе нужен. Его дочь бери для сына своего, у нее безупречное происхождение.
Сейчас, в этот напряженный предпасхальный период, иногда очень важно не зацикливаться на анализе произнесенных в наш адрес слов. Не нужно быть токбекистом в собственной семье – просто смолчать и жить дальше.