Наши мудрецы подчеркивают, что в вопросах чистоты (имеется в виду и никайон, то есть чистота от уборки, и таара – чистота, очищение в духовном смысле) женщина – абсолютный гарант (то есть на нее можно абсолютно положиться). Сам Всевышний полагается на нас в этом, доверяет нам.
И, однако, мы видим, что после родов, после этих страданий и мук, женщина должна принести грехоочистительную жертву – хатат. За что? За то, что, возможно, во время родов, испытывая боль, она поклялась, что раз все так плохо – она больше не хочет рожать детей и вообще проклинает все на свете… Ну что ж, теперь должна принести грехоочистительную жертву. Но как же можно судить женщину за ее слова, когда она находится в таком тяжелом положении? Как можно осуждать ее? Что, уже и проклинать нельзя во время родов?
Наши учителя хасидского направления объясняют: ты, как женщина, должна понимать, что, даже когда все выглядит как сплошная боль, страдания, и как-то не очень чисто, вроде бы, однако весь этот спутанный процесс, над которым ты не властна, приносит тебе очищение – итнакут, приносит тинокут (от слова тинок – младенец, те же буквы, что и итнакут).
Вся эта недельная глава показывает, что если все вокруг находится просто в высшей точке балагана и беспорядка, это знак, что скоро будет все в полном порядке, все придет в норму, все образуется. И раз ты, женщина, не поняла этого сразу, то принеси хатат.
Сама собой напрашивается аналогия. Предпасхальная уборка – все эти бесконечные мешки мусора, грязь и мокрота вокруг, которым нет конца – это ведь и есть чистота. Только пока еще она не видна.
Этот же процесс мы видим и у мецора (больного цараат). Человек, у которого один волос белый, приходит на проверку к коэну. Его подозревают на заболевание цараат – и сразу закрывают на карантин. И проверяют через семь дней, прогрессировала ли болезнь, или отступила. Но если приходит человек, весь покрытый цараат, весь белый, весь «грязный» – он чист – он таор.
Наши мудрецы говорят о женщине так: только женщина не чувствует страха и отвращения от грязи, которая ей принадлежит. Вот родился младенец – весь в чем-то измазанный, заляпанный чем-то не особо приятно пахнущим – а мама обнимает и целует его. Ийов, великий мученик, восклицает (Ийов 29:2): «Был бы я, как в прежние месяцы». Что он имеет в виду? «Как было бы хорошо, чтобы люди полюбили бы меня сейчас таким – укутанным в страдания, полным боли и горя, покрытым проказой. Почему же моя мать была готова принять меня таким, когда я родился, и надеяться, что из меня вырастет кто-то хороший? И любить меня таким, каким я родился у нее? А теперь, когда я взрослый человек, меня уже никто так не любит» (слово «месяцы» написано в книге Ийова как ярхей, а так говорят про месяцы беременности).
Очень важно знать, что если мы видим грязь в доме, или, не дай Б-г, на наших детях, то нам стоит отнестись к этому с большой любовью и понять, что при правильном отношении это приведет к очищению (итнакут), чистоте, обновлению (итхадшут, однокоренное со словом ходеш – месяц). Это приведет нас к «а-ходеш а-зе лахем» – «Этот месяц для вас — Глава месяцев» (скоро ведь рош ходеш Нисан).
Да удостоимся мы отчиститься от хамца как изнутри, так и снаружи!