«Кдушат Леви» в своем комментарии на эту главу говорит, что нужно читать «эшив эт хомати» (вернул мою стену), а не «хамати» (успокоил мой гнев; другая огласовка). То есть, некая стена была проломлена, а Пинхас заделал пролом.
Пинхас сын Эльазара, сына Аарона коэна! Ты нам очень нужен семнадцатого Тамуза – в день, когда была проломлена стена Иерусалима! Нам нужно отстроить проломленную стену. Эта стена строится именно из… стыда.
Мы все знаем историю про Камцу и Бар Камцу. Бар-Камца был со стыдом изгнан с пира, на который он был приглашен по ошибке. Поскольку его оскорбили, выгнали, а все видели и смолчали – он идет к римскому властителю и наговаривает на евреев, становится доносчиком. «Евреи восстали против тебя!» – говорит он. Римский властитель поднимается на Иерусалим и сжигает Храм.
Гмара говорит на это: «Как велика сила стыда, которая разрушила наш Храм, изгнала наш народ, сожгла наш город». Что за странное поучение? Что Гмара хочет, чтобы я выучила из этого? Чему стыд может научить?
Оскорбленный человек мстит за полученное оскорбление целому народу – вот уже тысячи лет. Здесь для нас очень важный урок. Всевышний говорит нам: так же, как сильный стыд разрушил Иерусалим, стыд отстроит Иерусалим. Если в нем заключена такая разрушительная сила, то, конечно, и сила отстроить – тоже. Велика сила стыда.
Как же это произойдет? Когда чувствуют стыд, но не пытаются мстить, как Бар-Камца, а только говорят Всевышнему: «Узри наш стыд». Так делает наша праматерь Рахель. Когда народ Израиля выходит в Вавилонское изгнание, Рахель предстает перед Всевышним и говорит: «Ты знаешь, Г-сподь, как унизили меня в ночь моей свадьбы (подменили сестрой), но я проглотила свое унижение, чтобы не устыдилась моя сестра (если обман раскроется)». Всевышний отвечает: «Для тебя, Рахель, я верну евреев обратно».
В эти дни каждый должен взять самую большую свою обиду, самое сильное унижение, и не мстить, говоря: «Все, надоело, с меня хватит». Нужно собрать свои обиды, поднять их вверх ко Всевышнему и сказать: «Смотри, Г-сподь! Меня обесценили, меня просто сожрали (корни обоих слов в иврите похожи), все позволяют себе говорить обо мне плохое».
В нашей недельной главе мы видим пример такого стыда. Моше рабейну передает все свои полномочия Йеошуа. Об этом говорят в народе: «Лицо Моше – как лик солнца, лицо Йеошуа, как лик луны». «Горе этому стыду» – говорят наши мудрецы. Чьему стыду? Стыду Моше.
Почему же устыдился Моше? Он надеялся, что его преемниками будут его сыновья, но Всевышний отказал, велев передать все Йеошуа. Моше почти уверен, что после того как Всевышний дал наделы дочерям Цлофхада, Г-сподь смягчился и разрешит ему войти в Эрец Исраэль… Всевышний снова отвечает «нет». Ты, Моше, можешь подняться на гору и оттуда оглядеть Землю Израиля, но ты не войдешь. Тогда Моше просит: «Назначь вождя народу Израиля, который выведет их (из пустыни) и приведет (в обещанную землю)». И Раши, которого больно читать, пишет, что Моше просил о следующем после него вожде, чтобы ему не было так тяжело, чтобы он мог вывести народ и удостоился привести. Моше обидно, поскольку он вывел народ из страшного египетского рабства, вел их по пустыне, но не удостоился ввести их в землю Израиля – и он просит, чтобы с его преемником такого не случилось.
Что же делает Моше со своей обидой, со своим стыдом? Возлагает свои руки на голову Йеошуа и передает ему все, дает советы, раскрывает секреты. Наши мудрецы говорят, что Моше передал Йеошуа всю свою мудрость с большой щедростью и приводят такую притчу:
Один царь выгнал свою жену, но не только это – он велел ей самой найти ему новую супругу. И она не только находит ему новую жену, но и обучает ее всем секретам, дает советы, как вести себя при дворе и с царем.
Каждая женщина может взять свои обиды, все случаи, когда ей было стыдно – и обратиться ко Всевышнему, даже если эта рана еще кровоточит – на собрании женщин из Гуш-Катиф, хотя прошло уже 10 лет, как их выгнали, многие женщины плакали, когда я предложила им поднять обиду к Небесному отцу…
Я уверена, что, с Б-жьей помощью, Всевышний возьмет все унижения и стыд и построит из них, камень за камнем, наш Храм. Потому что в эти дни «велика сила стыда».
Да будет угодно пред Ним, чтобы мы «не терпели унижения и позора… и будет отстроен Город на прежнем месте своем».