Недельная глава Ноах – Хешван – месяц сочувствия

хешван

В конце недельной главы Берейшит (Берейшит 5:29) написано, что Лемех родил сына: «И нарек ему имя Hoax, говоря: Этот облегчит нас от деяния нашего и от мучения рук наших от земли, которую проклял Г-сподь».

Так много надежд возлагалось на Ноаха! При чтении этого стиха заметен таам (знак кантилляции), который означает долгое произнесение, то есть, виден особый акцент на том факте, что все заметили рождение Ноаха. Все ожидали от него, что он должен спасти человечество. Наши мудрецы говорят, что Ноах разочаровал людей.

Конечно, очень тяжело быть на месте Ноаха. Он был человеком, которого все время сравнивали – «праведник в своем поколении», то есть его все время сравнивали с его поколением. «Если бы он жил в поколении Моше рабейну, не был бы никем» – так говорит Мидраш. Это довольно жестоко и непонятно. Ведь он единственный человек, о котором прямым текстом написано: «иш цадик», «человек праведный». Как же можно говорить, что он был бы никем?!

Поскольку все сравнивают Ноаха с кем-то, и мы сравним его с… другой праведницей – с Рахель имейну (нашей праматерью). В молитве Мусаф на Рош аШана мы видим двух людей, о которых вспомнил Всевышний: «И также Ноаха с любовью вспомнил Ты» и «И вспомнил Всевышний Рахель». Если мы сравним между собой эти два «воспоминания», то увидим удивительное объяснение.

Ноах – человек, который спас себя в простом деревянном ковчеге (это слово можно также перевести как “ящик” – прим. перев) от потопа, который стер все с лица земли. Это удивительное чудо поистине вселенских масштабов. Рахель же была бездетной – мы знаем много подобных случаев – а через несколько лет она забеременела. Мы бы должны были почитать Ноаха гораздо больше, чем Рахель имейну! Но в действительности все не так – никогда не наблюдали мы караванов автобусов, направляющихся к могиле Ноаха на горы Араратские. А вот на могилу Рахель все время приезжают молиться Всевышнему в заслугу праведницы. Почему?

Рахель – мама, которая чувствует. Она чувствует боль другого. Ноах же, как пишет Мидраш, породил в своих молитвах себя самого. Поясним. Как написано в главе Ноах? «Вот порожденные Ноахом: Hoax» (Берешит 6:9). Вместо того, чтобы быть утешителем для всех, он утешил (нихем) и нашел покой (маноах) для себя.

А Рахель имейну – меана леинахем, то есть она отказывается успокоиться. Она плачет и не успокаивается, плачет за других. Рахель чувствует. А Ноах не чувствовал горестей своего поколения. Хуш, Ноах! Почувствуй, Ноах! Хуш ноах (חוש-נח) – это буквы, из которых состоит название месяца Хешван (חשון), наступающего на этой неделе.

Хешван – месяц для тех, кто чувствует других. Что в иврите означает окончание –ан? Оно означает свойство человека, например: каас – гнев, каасан – гневливый; салах – простил, салхан – прощающий; хаш – чувствует, хашван – чувствующий. Всевышний в этом месяце требует от нас быть чувствующими, сочувствующими другим в их горе.

Есть мнение, что молитву Мусаф дала нам Рахель – «рашей ходашим леамха натата» (начала месяцев Своему народу дал Ты). Первые буквы первых трех слов составляют имя Рахель. Почему она?

В Рош Ходеш солнце и луна были одного размера. Луна пришла ко Всевышнему и спросила: «Как могут два царя царствовать?». На что Всевышний ответил ей: «Иди и уменьши себя». Каждый Рош Ходеш Рахель говорит: «Властелин мира! Я вообще не боролась за корону! Я сразу уступила, уменьшила себя, чтобы моя сестра осталась светить, получила высокое место». В заслугу того, что Рахель так чувствовала свою сестру, Всевышний говорит нам: «Каждый Рош Ходеш принесите за Меня искупление – за то, что Я уменьшил луну». В заслугу этого поступка Рахель у нас есть такое удивительное время для молитвы.

Дорогие женщины! Просто удивительно, какие заслуги и какие возможности для искупления есть у вашей молитвы в Рош Ходеш! Воспользуйтесь ими! Да удостоимся мы стать по-настоящему утешителями, сочувствующими ближним, чтобы Всевышний почувствовал наше стремление и избавил нас уже в этом месяце Хешван!