Это самая длинная глава в Торе. Здесь мы изучаем брак, который переживает кризис. Как же горечь заходит в наш дом?
Дом, в котором присутствует горечь (мар, марир) – это дом, где каждый день все повторяется, одно и то же. Все такое серое, однообразное, как работа Мерари (семейство из колена левитов). Их работа была в том, чтобы нести – не менору или арон кодеш, нет, – столбы, крючки. Их задание кажется таким обыденным, пресным, рутинным, в этом не ощущается особенного призвания.
Что же делать, чтобы жизнь не казалась «горькой водой»? Чтобы не быть супругой, пребывающей в отдалении, мир которой скрыт и отделен от мужа? Чтобы не быть супругой, живущей рядом с подозревающим, ревнующим мужем, постоянно беспочвенно обвиняющим жену?
В афтаре главы Насо мы встречаем Маноаха и его жену – родителей героя Шимшона (Шофтим 13). У них нет детей, и наши мудрецы приводят, что Маноах обвинял в этом свою жену – она бездетна, а она обвиняла его – что у него нет счастливой звезды, поэтому нет детей… Как можно продолжать супружество, когда есть такие тяжелые испытания?!
Решение этого – отрывок о сота (женщине, подозреваемой в измене) в нашей недельной главе. Нет шанса появиться любви между супругами, если Всевышний не находится в вашем доме. Женщина, которую подозревают в измене, должна выпить «воду соты», одним из составляющих которой было стертое с пергамента Имя Всевышнего. Это ужасно! И даже если она не виновна, ее только подозревают – все равно должна выпить! Имя Всевышнего стирают – какой ужас! Но Сам Всевышний говорит: это вовсе не ужасно в Моих глазах, поскольку хуже то, что Имя Мое уже давно стерто… в вашем доме. Уже давно Я не нахожусь среди вас.
Муж будет любить жену всю жизнь, и жена – мужа, только если они понимают, что это Б-жественное задание, это их задача от Б-га, если Он пребывает среди них.
В еврейском мире нет отношений двоих: нет мужа и жены, родителя и ребенка, Всевышний всегда присоединяется третьим. Благословение коэнов, которым родители благословляют детей, называется браха мешулешет, «тройное благословение», чтобы показать, что всегда присутствует Третий. «Возлюбите то, что Я дал вам из любви ко Мне». Когда Всевышний находится среди нас в доме, все проблемы переносятся гораздо легче, потому что мы знаем, что наше супружество – Его задание. Когда Имя Всевышнего не стерто из наших отношений (как мы помним, в слове איש находится буква йуд из Его Имени, а в слове אשה – буква hэй), если мы поставили Его имя между нами, внутри нас, тогда есть шанс, что в доме будет присутствовать любовь.
О благословении коэнов написано: «И возложат Имя Мое на сынов Исраэля, и Я благословлю их» (Бемидбар 6:27). Каким же благословением? Благословением любви. «Который освятил нас Своими заповедями и повелел благословлять Его народ… любовью». Коэны благословляют народ, чтобы среди них пребывала любовь.
Да будет угодно Всевышнему благословить нас «тройным благословением», чтобы любовь пребывала среди нас, чтобы Имя Его не было стерто между нами!