Известно выражение мудрецов: «Так же, как, начиная месяц Адар, увеличивают радость, так же, начиная Ав – уменьшают радость». Как можно это сравнивать?
И нужно понять, что в Рош Ходеш Ав (новомесячье Ав) и девятого Ава есть некоторый аспект празднования. В свитке Эйха (1:15) написано: «кара алай моэд лишбор бехурай», что переводится: «созвал Он против меня сборище (войска), чтобы сокрушить юношей моих», но «кара алай моэд» можно перевести как «назвал меня праздником», как объясняет Хаей Адам (135:21).
Девятое Ава называется моэд – «праздник», и регалим (праздники Восхождения – Песах, Шавуот и Суккот) называются моэд, и в обоих случаях крувим (статуи ангелов, выкованные вместе с крышкой ковчега Завета) обнимались (что показывало очень большую близость между Всевышним и народом Израиля). Обнимались они и во время разрушения Храма!
Наши мудрецы учат нас, что истинная радость – это оборотная сторона истинной грусти. В нашей недельной главе Матот (Бемидбар 32) Моше рабейну гневается на колена Реувена и Гада, которые говорят, что им удобно на восточном берегу реки Иордан. Зачем нужен именно Иерусалим? Почему? У нас тут есть города для наших детей, загоны для нашего скота – зачем нужно «стремиться к максимуму»?
Моше рабейну упрекает их, называя «порождение грешных людей». Неужели вы не чувствуете грусть? Если вы не чувствуете печаль от своей «почти» жизни (вы уже почти пришли, вы почти в Земле Израиля) – вы не почувствуете и настоящей великой радости от отстроенного Храма.
Каждый по-настоящему сокрушающийся по Храму удостоится испытать истинную радость в отстроенном Храме!
Всевышний говорит: именно в Рош Ходеш Ав, именно Девятого Ава у вас есть возможность почувствовать истинную радость – какова она! Но при условии, что вы почувствуете нехватку, истинную тоску по отсутствующему (Храму).
А самое страшное – это безразличие, компромисс, примиренческие настроения. Разве мы – не как колена Реувена и Гада? Разве нам по-настоящему нужен отстроенный Иерусалим и Храм? Нам и так удобно! Есть у нас «загоны для скота»? Да, вот они. Есть у нас «города для детей»? Конечно! Ну, есть, конечно, трудности с достатком, со здоровьем, но в целом… Живем и так!
А где же стремление, любовь к Иерусалиму?! Есть ли у тебя страсть добраться до Иерусалима, сильная, как смерть – подобная той, что была у Моше рабейну? Вот, к чему нужно стремиться в эти дни! Эта грусть прячет в себе великую радость, словно серая «куколка», что прячет внутри прекрасную бабочку!
Да будет угодно Всевышнему, чтобы мы прошли эту границу в нашей душе, подобную реке Иордан в нашей недельной главе, и побежали бы изо всех сил на войну за Иерусалим (имеется в виду наша личная война за отстроенный Иерусалим – в душе каждого)! Чтобы не упрекали нас, как упрекал Моше рабейну колена Реувена и Гада в главе Матот: «Братья ваши пойдут на войну, а вы сидеть будете здесь?» (Бемидбар 32: 6).
Да будет угодно Ему, чтобы мы научились желать Иерусалим с тоской, так же, как мы умеем желать его с радостью! Да будет он отстроен вскорости, в наши дни!