Мы видим, что мир полон обид. Друг на друга обижаются муж и жена, подруги, родственники, политики…
И в нашей недельной главе: Корах обиделся, Моше рабейну, не будь помянут рядом со злодеем, тоже обиделся – так обиделся, что написано: «Досадно стало Моше очень, и сказал он Г-споду: Не обратись к их приношению!» (Бемидбар 16:15). И наши мудрецы говорят, что Всевышний, если можно так сказать, обиделся. Когда происходил спор Кораха, солнце и луна говорили: мы не выйдем освещать (мир). Всевышний говорит: «Как вам не стыдно! Когда обижают Моше, вы не хотите светить, а когда Меня оскорбляют – вы светите?»
Откуда вся эта обида – со всех сторон? Это и есть месяц Тамуз, который вот-вот наступит. Это такая обида, корень которой в ненависти. Мы знаем, что Тамуз – это идол. Пророку Йехезкелю Всевышний показывает «большую мерзость» – женщин, оплакивающих Тамуза (употреблен глагол мевакот, что можно понять и как «заставляют плакать»). Этот идол был полым внутри, а глаза его были сделаны из олова. Женщины разводили внутри него огонь, и, когда он горел, олово плавилось, и казалось, что идол плачет. И все говорили: «Ой, мы должны успокоить его, он плачет, бедняжка!» Это Тамуз. Всевышний как бы говорит: «Смотрите, что происходит. Некто придумывает себе обиду. Но ведь это все выдумки, это противно. Это идолопоклонство!»
Месяц Тамуз заставляет нас побеждать обидчивость, потому что она не настоящая. Мы приходим, разодетые в одежды «культурной свободы», «демократии», точно как Корах, который утверждает, что все равны, почему вдруг кому-то предпочтение, почему Моше и Аарон – вожди народа… Но то, что просматривается в его словах – это обида от простой зависти.
Что же утешит нас в этом месяце? Я всегда говорю, что Тамуз – месяц аль а-паним (здесь: «ужасный», но также «на поверхности» и «на лицо»). «И услышал Моше, и пал на лицо свое» (Бемидбар 16:4) Когда нет больше сил сражаться против споров – что еще остается? Но это только «на поверхности» наш народ кажется полным раздоров и ненависти. Но если посмотреть в «глотку земли» (куда упали спорщики), глубже, чем поверхностно, увидим нашу любящую природу: «милосердные, сыновья милосердных».
Не просто так Раба бар бар Хана рассказывает этот странный случай, когда он приложил ухо к земле в пустыне и услышал, как сыновья Кораха поют из-под земли «Моше – истина, и Тора его – истина».
Поэтому даже когда «на поверхности» все выглядит ужасно, однако именно сейчас Всевышний хочет, чтобы мы зашли с кторет (воскурение), с той кторет, что излечивает, останавливает мор, чтобы мы вошли с ней, как раби Ишмаэль бен Элиша – лифнай велифним, приблизились ко Всевышнему. И чтобы мы попросили Его: «Пожалуйста, обращайся с Твоим народом посредством качества милосердия и загляни в их суть, внутрь», потому что внутри мы хорошие, внутри мы любим друг друга, а все споры – лишь на поверхности.
Да удостоимся мы, с Б-жьей помощью, достать это «внутреннее» наружу и увидеть отстроенный Храм в эти месяцы!