Прежде всего, нужно упомянуть один из стихов, аббревиатура слов которого составляет слово Элуль: «И обрежет Г-сподь, Б-г твой, сердце твое и сердце твоего потомства, чтобы любить Г-спода, Б-га твоего, всем сердцем твоим и всею душою твоей, ради жизни твоей» (Дварим 30:6). На иврите он звучит как «у-маль Ашем Элокеха эт левавха веэт левав зараха…». Смысл этого стиха для родителей таков: когда ты обрежешь (уберешь то, что мешает воспринимать святость) свое сердце, тем самым ты гарантируешь, что сердце твоего потомства будет тоже обрезано. То есть у родителя и учителя есть очень важная задача – начать с собственного сердца, а уж потом приниматься за свое потомство или учеников.
В нашей недельной главе мы очень ясно видим ответственность родителя и учителя. Если у человека вырастает сын «беспутный и строптивый» (Дварим 21:18), отец и мать ведут его на суд Санедрина – «к старейшинам города». Автор книги «При Цадик» раби Цадок а-коэн из Люблина говорит родителям: ваш ребенок по сути праведник, и то, что на него не могут повлиять родители, это еще не значит, что все потеряно – на ребенка могут повлиять учителя, то есть, в данном случае, великие мудрецы Санедрина.
Очень часто ко мне перед уроком подходят мамы девушек и просят сказать определенные вещи на уроке, потому что дочка, которая услышит это от меня, воспримет сообщение по-другому. Когда слышат некое послание от учителя, это не прямолинейно и поэтому меньше ранит, чем обращение родителя к ребенку.
Что же нужно для того, чтобы «обрезать свое сердце», чтобы сердце нашего потомства тоже смогло воспринимать святость?
«Ани ледоди ведоди ли» – «Я принадлежу моему возлюбленному, а возлюбленный мой – мне» (еще одна расшифровка аббревиатуры Элуль). Возможно, вы, родители, перестали работать над вашим супружеством. Обрежьте свое сердце – дайте ему впустить другого – и тогда гарантированно ребенок впустит вас. Вы должны искать потерянный контакт друг с другом. «Человек должен искать свою жену, словно ищет потерю» – так говорят наши мудрецы. Почему это так важно?
Известно, что нельзя запрягать вместе быка и осла. Почему? Потому что они плохо работают, поскольку все время заняты выяснением отношений. Наши мудрецы говорят, что осел уверен: быку дали больше еды. Он ошибается! Это может быть разное понимание вещей, разная ментальность. Осел просто не понимает, что бык отрыгивает жвачку и пережевывает ее, поэтому кажется, что он все время ест. Всевышний укоряет их: чем вы заняты? Здесь нужно работать сообща, не хотите же вы, чтобы зерна выскочили из недоделанной борозды?! Что же делать родителям?
Может быть, нужно махнуть рукой на брак и заняться только детьми, ведь это самое главное?! Но в нашей недельной главе написано: «не сможешь устраниться» (Дварим 22:3), «верни их» (Дварим 22:2). Вы должны сначала вернуть друг друга, а потом вместе приниматься за возвращение детей. Муж скажет жене: «Нашел жену – нашел добро» (Коэлет 7:26), а жена скажет мужу: «Я нашла того, кого любит душа моя» (Шир аШирим 3:4). И тогда ребенок будет уверенно себя чувствовать в проложенной вами борозде.
Что нужно делать, вкратце: Мужчине нужен свет, а Женщине нужен голос.
Мужу нужен свет твоего лица. Как поступают с эшет яфат тоар (женщиной, красивой видом)? Ее обривают, переодевают и сажают у входа – плакать по ее родне. И вот, мужчина входит в шатер – она сидит и рыдает, выходит – снова натыкается на нее, рыдающую. Это женщина, которая стала преткновением, все время об нее спотыкаешься, все время ей чего-то не хватает. А мужу недостает именно улыбки, чтобы от лица исходил свет. А жене не хватает голоса. «Голос любимого зовет» (Шир аШирим 5:2). Жене нужно слышать от мужа приятные вещи, жене важно, чтобы голос мужа звучал в доме.
Если папа в доме – коль (голос), то ребенок слышит «шма, бни, мусар авиха» – «слушай, сын, наставление отца твоего». Ребенок не будет беспутным, если он слышит наставление отца. А если лицо матери светится, то ребенок видит «аль титош торат имеха» – «не оставляй Тору матери твоей», Тора, как известно, свет. И тогда ребенок не будет строптивым, ведь мама смотрит на него, даруя свет, он не захочет противиться свету доброты.
Да удостоимся мы обрезать свое сердце, чтобы впустить в него святость в месяце Элуль. И таким образом гарантировать, что святость войдет и в наших детей!