Святость…
Иногда мы, женщины, чувствуем себя очень не святыми. Ежедневные рутинные дела, гнев, вырвавшиеся слова, лашон ара. С кем не бывает?! Есть ли в самом деле такое существо – святая женщина?
Наши мудрецы объясняют, что нет такой женщины, которая не была бы кдоша. В Тана девей Элияу Зута (глава 24) мудрецы приводят замечательный рассказ: некий человек был первым среди 24000 учеников раби Акивы, он даже преподавал у них. И вдруг он решает связаться с самой далекой от святости женщиной. Весь день до вечера бегали между ними посланцы. А вечером та женщина поднялась на крышу, чтобы увидеть его. И она увидела, как сидит он во главе 24000 учеников, словно генерал большого войска. Ангел Гавриэль стоит справа от него. И тогда она сказала себе: «Как сведу я в Геhином такого человека, равного ангелам?» Когда он пришел к ней, она сказала: «Не теряй наслаждения Будущего мира ради кратковременных удовольствий этого мира, ведь ты подобен ангелу Всевышнего!» Таким образом она его остудила, и он оставил ее. Вышел Бат-Коль и провозгласил: «Этот человек и эта женщина предуготовлены для жизни в будущем мире».
Это чудесный рассказ: он показывает нам женщину, очень далекую от святости, но какие чувствительные «датчики святости» у нее! Какое уважение просыпается в ней при виде святости Торы!
Маараль на вопрос, почему умерли ученики раби Акивы, отвечает: «Потому что не обращались с уважением к Торе. Ученики раби Акивы не воздавали уважением за Тору, выученную их товарищами, «мудрецами, знающими Тору»». Что имеется в виду? Маараль объясняет, что ученики раби Акивы не уважали святость друг друга. «Он учит Тору, он знает, он мудрец». Но понимания, что он же еще и кадош – не было.
Всевышний встроил в каждую женщину «датчики святости», чтобы она знала, что нет такой вещи, как «муж не кадош», или «ребенок не кадош». Так же как Всевышний просит нас в начале этой главы: «Будьте святы», Кдошим тиhйу, так же и каждая женщина должна говорить мужу и детям: «вы кдошим, я чувствую в вас святость». Ведь нет женщины, в которой не заложено уважение к святости – то, чего, по словам Маараля – не было у учеников раби Акивы.