«И говорил Моше пред Господом и сказал: Вот сыны Исраэля не послушали меня…» (Шмот, гл. Ваэра,12)
Как же могло такое случиться? Евреи получили такую хорошую новость – вот, пришло спасение – и не готовы принять ее! Удивительно, что человек изнутри своих горестей не воспринимает хорошие новости… Мы могли бы подумать, что, наоборот, нельзя еще более утяжелять и без того тяжелое положение человека плохими новостями. Но, как ни странно, люди получают своего рода удовольствие, когда слышат, что не им одним плохо, что кто-то еще болеет, страдает. Люди начинают читать газету с последней страницы – «объявлений о трауре», не дай Б-г – потому что «горе у многих – половина утешения». Но вдруг приходит добрая весть, и… я не хочу ее слышать!
Поэтому, удивленный такой реакцией, в конце главы Шмот Моше рабейну спрашивает: «Почему Ты послал меня?» (Шмот 5:22). Что он имеет в виду? Ор аХаим отвечает на этот вопрос. На самом деле Моше спрашивает: зачем Ты послал меня так рано? Я мог бы прийти, передать народу повеление «Выходим из Египта» – и сразу мы вышли бы отсюда. Но почему такой большой перерыв между объявлением о выходе и осуществлением этого обещания? Ведь пройдет еще целый год, наполненный разного рода событиями, казнями, прежде чем они выйдут из Египта.
Можно привести пример из нашей жизни. Очень нуждающемуся человеку дали чек на большую сумму, чтобы он смог, наконец, поправить свои дела. Но чек оказался отложенным на большой срок!
Мои самые веселые и оптимистичные уроки – они же и самые удручающие – это уроки про «эт рацон» (время благоволения к нам Всевышнего): лейль аседер, дни Шовавим, в которые легче найти свою пару… Но это не происходит сразу! Тогда зачем? Зачем говорить все эти веселые вещи? Научи нас выживать, научи нас переносить страдания! К чему этот оптимизм? И в этом мы, не дай Б-г, немного ноцрим (христиане, также «хранить, оберегать») – мы тщательно оберегаем нашу любимую боль, наше дорогое страдание, и не хотим слышать хорошие новости. Зачем нам они?
Прежде всего, нельзя передавать дурные новости. Ор аХаим говорит: всегда нужно пребывать в состоянии «Ожидаю спасения». Поэтому Всевышний специально дает нам хорошую весть заранее, задолго до осуществления, собственно, Его обещания. Это делается для того, чтобы в этот период – от передачи хорошей новости до выхода из Египта – евреи горевали бы о том, что они не хотят потерять свою веру.
Долгое ожидание – это большое испытание для веры, она ослабевает, охлаждается. Период долгого ожидания приводит к тому, что мы не плачем по поводу того, что не можем столько лет найти пару, не ладится с парнасой и т. д. Мы горюем о том, что ослабевает связь между нами и Всевышним, наша вера дает трещину.
Когда Всевышний видит страдание человека, боящегося, что его вера даст слабину, Он сокращает этот перерыв, Он приближает конец страданий. «И окончатся дни скорби твоей» (Йешаяу 60:20). Если ты горюешь о цельности своей веры – Всесильный сократит период ожидания. Когда Он видит, что суть твоих страданий – переживания о том, чтобы не потерять веру, Он принимает такую просьбу в числе первых и сразу приближает Избавление.
Да будет угодно Всевышнему, чтобы мы всегда имели силы слышать хорошие новости и верить в их воплощение в жизнь. «Несмотря на то, что он задерживается, я верю каждый день, что он придет… Я верю цельной верой».