В этой недельной главе мы можем задать интересный вопрос: Сара имейну находилась внутри дома, каким же образом она участвовала в заповеди «ахнасат орхим», гостеприимства? Как она делала хесед из дома?
Понятие хесед (добрые дела) совсем не простое, однако это очень важное понятие. В Теилим (36:8) сказано: «Ма якар хасдеха, Элоким» («Как драгоценна милость Твоя, Б-же!»).
В Афтаре главы мы видим два случая бедственного положения. В первом случае Элиша далек и отчужден от происходящего, но во втором случае он первым начинает помогать. Первый случай – вдова пророка Овадьи, которая бежит навстречу Элише. Она говорит: «Раб твой, мой муж, умер. А ты знаешь, что раб твой боялся Г-спода. А (теперь) пришел заимодавец взять обоих моих детей себе в рабы» (Мелахим II 4:1). А он отвечает ей: «что мне сделать для тебя?» Как будто он не сразу решил ей помогать. Далее он говорит ей пойти собрать по соседям пустую посуду, утруждает ее, чтобы, в конце концов, помочь.
Вторая женщина – второй случай беды – та, что селит его в своем доме в Шунеме. Здесь Элиша сам предлагает свою помощь: «Вот, ты так заботилась о нас, что сделать для тебя? Не нужно ли поговорить о тебе с царем или с военачальником?» (Мелахим II 4:13) Сначала она отказывается, а потом выясняется, что у нее нет детей. Элиша просит о ребенке, ребенок рождается, потом умирает. Элиша оживляет ее ребенка – вновь делает ей хесед.
Какая разница между этими двумя случаями?
В первом случае женщина – жена Овадьи, спрятавшего по 250 пророков Всевышнего в двух пещерах, кормившего их за свои деньги. Но Элиша говорит ей: «Этого не достаточно. Что есть в твоем доме?» Вы совершили выдающийся по значению поступок, огромный хесед, но вне дома. Женщина из Шунема сделала хесед в своем доме. Элише намного легче помочь ей.
Наши мудрецы говорят: «Тот, кто кормит талмидей хахамим (мудрецы Торы) за своим столом, обретет сыновей – талмидей хахамим. Тот, кто (лишь) любит талмидей хахамим, обретет женихов – талмидей хахамим». То есть он идет из дома, чтобы помогать мудрецам Торы – и ему придется «импортировать» их в свой дом в виде женихов.
Хесед в доме очень важен! Хесед – к своим домочадцам. Например, Лот. Как важен ему хесед, какой добродетельный человек – принимает гостей в Сдоме! Однако он говорит преступным жителям Сдома: «Возьмите моих дочерей». Он делает добрые дела за счет своих дочерей. Главное – добродетельный к другим…
Настоящий хесед начинается с собственного дома.
Почему? Потому что это единственный хесед, который может быть примером для подражания, так мы воспитаем наших детей делать хесед. Если дети видят, что родители очень много делают в общине, но дома они не «аншей хесед» (люди, преданные добрым делам), это совершенно не научит их хеседу. Наоборот.
Как Авраам учит своего сына Ишмаэля гостеприимству? Своим примером дома. Хесед внутри дома передается по наследству – мы видим это в некотором роде у современных потомков Ишмаэля. О таком воспитании написано у нас в недельной главе (Берешит 18:19): «Ибо Я знаю его, потому что заповедает он своим сынам и дому своему после себя: им соблюдать путь Г-сподень». Пойдут ли его домочадцы за ним? Будут ли свидетельствовать о его делах, поступать как он?
Это тот урок, который мы обязательно должны вынести из недельной главы. Обучение детей не сработает, если лишь давать указания. «Не ври!» «Молись сосредоточенно!». Все это не поможет. Указания не работают. Только собственный пример родителей, пример, который дети видят дома. Держит ли человек слово дома, поступает ли дома так же, как на людях, так же, как требует от своих детей?.. Только Всевышний знает это. Об Аврааме Он сказал: «Ибо Я знаю его».
В Пиркей Авот написано: «И будут бедняки твоими домочадцами». Настоящими бедняками могут быть и домочадцы, если мы не будем делать хесед для них. Прежде всего – хесед дома, наши главные гости – наши дети. Им должно быть хорошо дома.