Недельная глава Ваикра – Четыре радости еврейского дома

Вся суть корбана – жертвоприношения – это почувствовать близость – кирва – ко Всевышнему, этим дороги жертвоприношения и молитва.

Рав Шимшон Рефаэль Гирш говорит, что самое еврейское жертвоприношение – это не хатат (грехоочистительная жертва), не ашам (повинная жертва). Это Шламим – благодарственные жертвоприношения. Человек не чувствует себя виноватым, провинившимся. Человек приносит шламим, чтобы почувствовать себя ближе к Всевышнему, и это – то, что очень дорого в этом жертвоприношении.

Мы видим определение радости в гмаре в трактате Мегила. Есть четыре определения радости, и дом, в котором есть эти четыре понятия – это дом, полный радости. «Лайеhудим hайта ора весимха весасон веикар» – «И настала для иудеев (пора) света и радости, и веселья, и почета» (Свиток Эстер 8:16).

Ора – свет – это Тора. Дом, который строится в свете Торы, по наставлениям мудреца Торы – это дом, в котором всегда будет радость, потому что «нет ничего радостнее, чем разрешение сомнений» (Мишлей 15:30, Мецудат Давид). Превратить сафек – сомнение – в псак – постановление рава.

Симха – радость – это йамим товим, праздники, как говорит гмара. Как выглядят праздники в нашем доме?.. Это показывает уровень радости.

Сасон – веселье – это мила. Это также все аспекты, связанные со скромностью. Есть ли в этом доме какие-то вещи, которые приводят к тому, что домочадцы понемногу скатываются все дальше от семейных ценностей…

Йикар – почет – это тфилин. Тфилин – от тфила, молитва. Самое дорогое и самое радостное в еврейском доме – это сила молитвы. Молиться о домочадцах, чтобы все их поступки были от силы этой молитвы – такой дом можно назвать Бейт Тфила (дом молитвы). Это самая дорогая вещь, потому что молитва идет не от обязательства, а от желания близости ко Всевышнему.

О слове якар царь Давид говорит: «И как дороги (якру) для меня помыслы Твои, Б-же, как велико число их!» (Теилим 139:17).

И первое слово, которое бросается в глаза, когда мы открываем недельную главу – ваикар (Ваикра написано с маленьким алеф в конце), ведь маленькую алеф почти не видно! «И настала для иудеев (пора) света и радости, и веселья, и почета – ваикар». Весь этот хумаш (книга Торы) говорит о близости к Всевышнему, о молитве. В наши дни нет жертвоприношений. И поэтому как же нужно ценить молитву, потому что это настоящая близость к Всевышнему!

На этой неделе мы отмечали йорцайт Моше рабейну – седьмое адара. Мидраш рассказывает нам про него, что в тот день, когда Моше должен был умереть, Йеошуа зашел в Оhэль моэд. Когда он вышел оттуда, Моше спросил, что говорил ему Всевышний. Йеошуа ответил, что не сможет этого рассказать. И тогда Моше сказал: «Лучше сто смертей, чем одна ревность». Рав Хаим Шмулевич объясняет такой странный ответ Йеошуа: «Ты знаешь, Моше рабейну, что есть диалог твой со Всевышним, но кроме того есть очень важное чувство близости к Нему, которое я не могу передать тебе словами». И поэтому Моше предпочитает умереть – если он не может более чувствовать близость Всевышнего здесь, в этом мире, то лучше умереть и чувствовать близость Его в Небесах.

Да будет угодно Всевышнему, чтобы все, что мы делаем в нашем доме, мы делали бы в ощущении близости к Нему, а не жертвенности и утомления, как сказано «Утомили вы меня своими приношениями». И пусть будет у нас «свет и радость, и веселье, и почет».

Подготовила З. Скаржинская