Поговорим про нашу недельную главу – Ваигаш
Братья признают за Йеhудой ведущую роль в семье после того, как он поручается за Биньямина. Интересно видеть, как поручительство Йеhуды объединило заново всю семью и исправило то, что было нарушено много лет назад – из-за истории продажи Йосефа. Мидраш на нашу недельную главу говорит: «Пусть человек всегда бежит от поручительства». Старайтесь избегать этой задачи, и даже в повседневной жизни избегать подписывать поручительство за других.
Так хорошо это или плохо – поручаться за других?
В мире нас считают народом немного… некультурным. Мы не уважаем частную жизнь друг друга. «Коль исраэль аревим зе лазе» – все евреи в ответе друг за друга. Все евреи «митъарвим зе лазе» – вмешиваются в жизнь друг друга. Кто-то себя плохо почувствовал на улице – все сразу сгрудились вокруг: «Что случилось?» «Как он себя чувствует?», дают советы. Если кто-то в автобусе читает газету, с ним запросто заводят разговор – узнать, что в газете.
И мне кажется, только в Израиле используют СМС или твиттер, чтобы распространить среди знакомых имя больного, за которого надо помолиться. Иногда это происходит на моем уроке, кто-то вдруг просит помолиться за роженицу, находящуюся как раз в родильной палате. Что мы за такой народ, во все вмешиваемся? Всевышний говорит, что это одно из лучших наших качеств. Чем оно помогает? Ведь, в сущности, мы не хотим, чтобы в наши дела вмешивались.
Сфат Эмет говорит: сам факт того, что ты вникаешь в проблему другого и пытаешься разобраться и помочь ему, само это дает тебе «сията диШмая», помощь с Небес, чтобы вытащить его из создавшейся ситуации, в которую он попал.
«Йеhуда знал, что поскольку он поручился за Биньямина перед отцом, это будет знаком, что он сможет и привезти брата обратно к отцу. И так же «работает» поручительство среди еврейского народа. Следует верить, что к силе поручительства человека за его ближнего присоединится сила помощи Всевышнего. И в деле помощи ближнему каждый может заручиться помощью Б‑га, поручившись за ближнего, вникнув в его дела».
В силе «арвут», поручительства, есть сила смешения, «тааровет». Йеhуда целиком погружается в это дело. Он говорит с отцом о Биньямине, он говорит об отце с египетским министром – Йосефом: «И ныне, когда приду к твоему рабу, отцу моему, и отрока нет с нами, — а его душа привязана к душе его, И будет: увидев, что нет отрока, он умрет» (Берейшит 44:30, 31). Сколько раз за свою речь перед Йосефом он говорит «мой отец», «отрок», «наш младший брат». Он прочувствовал их горе. Он весь внутри этих переживаний, как своих собственных. Теперь у него есть силы и Небесная помощь в этом деле.
Почему я об этом говорю?
Раз среди нас так много больных, значит, мы недостаточно вникаем, недостаточно «вмешиваемся» в жизнь других, недостаточно сосредоточенно молимся за их исцеление «среди всех больных народа Израиля». Если есть так много одиноких, неженатых юношей и незамужних девушек, может, мы недостаточно «вмешались в их жизнь», может быть, мы знаем, кто мог бы подойти ему или ей, и просто бездействуем?
Мы видим, что в комментариях на недельную главу Йосеф плачет о разрушении у Биньямина (в наделе Биньямина стоял Храм, первый и второй), а Биньямин плачет о разрушении у Йосефа (Мишкан в Шило, который будет разрушен). Каждый чувствует боль другого. Возможно, мы не очень культурный народ. Но именно это качество поручительства, вмешательства, невозможности остаться в стороне, в конце концов, будет причиной того, что весь еврейский народ «смешается», сблизится, станет единым. И тогда будет построен третий Храм.