Мы думаем иногда, что все очень просто: выйти с кем-то (на встречу), встретиться, решить – и все, закончили. Элементарно. Но наша недельная глава учит нас, что это «ваеце» (и вышел) бесконечно. Это не только первые встречи, это еще и вылезти из своей кожи, выйти за рамки своей природы, быть выше своих привычек.
Есть большой праведник в районе Мекор Барух. Зовут его рав Атиа. Каждый раз, когда к нему приходит очередной парень со своей будущей женой, он спрашивает один и тот же вопрос: «Скажи, она сильная?»
Мы видим, что женщины, которые основали еврейский народ, были «железными леди». Святая книга Зоар говорит, что слово железо – «барзель» – состоит из начальных букв имен жен Яакова: Бильhа, Рахель, Зильпа, Леа. Если ты недостаточно сильна, если ты не готова «выйти из кожи», выйти за пределы своих возможностей, тебе будет очень тяжело строить еврейскую семью.
Раби Йерухам из Мира говорит: одной мягкостью и нежностью невозможно. Приходится бороться за шидух (сватовство, то есть за своего жениха), бороться за рождение детей. Мы видим это у наших праматерей, Рахели и Леи. Рахель говорит: «В схватке Б-жьей сошлась я с сестрою моей и превозмогла» (Берешит 30:8), «Я упорствовала и добивалась».
Сколько нужно сил во время шидуха (знакомства, сватовства)? До какого предела? Какие усилия приложила Леа! Написано, что наутро после свадьбы Яаков говорит Лее: «Обманщица дочь лжеца!». А она отвечает: «У тебя я и научилась. Когда отец спросил тебя: «Это ты, сын мой Эсав?», ты ответил: «Я». Поэтому и теперь, когда ты спросил меня: «Ты Рахель?», я ответила: «Я». Она и не думает издеваться над ним. Сфат Эмет объясняет, что она сказала следующее: «Ты получил благословение Эсава. В него входила и я. Когда ты получил благословение Эсава, ты получил и предназначенную ему жену». Словно акция: один плюс один.
Откуда у нее силы стоять и защищать себя, объяснять все это, влюбить его в себя, убедить его, что она – его благословение, несмотря на то, что начало их совместной жизни выглядело совсем иначе.
Деторождение. Сколько нужно стараний и усилий! Рахель вводит в свой дом наложницу – вторую жену, Бильhу. Кажется, что это лишнее действие, ведь у нее уже есть соперница – сестра Леа. И какая – «цара црура» (игра слов: цара – соперница, црура – сцепленная, но и цара црура – комплексная беда), «И жены к сестре ее не бери соперничать» (Ваикра 18:18). Каждая может представить себе, что только она «избавилась от сестры», вышла замуж – сестра приходит в ее дом вслед за ней, теперь уже до конца ваших дней. Так зачем же еще одна цара? Рахель учит нас прикладывать усилия к тому, чтобы иметь детей. Иногда нужно пользоваться способами, которые не очень «натуральные», не такие «прямые» и понятные, конечно, в границах алахи (еврейского народа). Рахель приводит в свой дом кого-то, кто поможет ей чувствовать, что и она сделала что-то для рождения еврейского народа.
Путь Рахели в наше время тяжел. Иногда это некие медицинские действия, которые могут вредить. Иногда эти процедуры выглядят очень унизительными. Пока это в границах еврейского закона – делай. Как наши праматери, которые вышли за границы своей природы, вышли «из кожи» – и удостоились построить еврейский народ.
Хорошо бы нам всем быть сильными, чтобы мы были «железными женщинами», как наши праматери, чтобы построить наш дом, чтобы удостоиться дор йешарим – прямых поколений, верных Творцу.