Когда мы учим недельную главу, мы должны взять из нее не только мудрость, но и совет. То есть, в каждой недельной главе есть некая рекомендация для нас на эту неделю, именно на эту конкретную неделю. В конце этого урока я дам 5 рекомендаций, как получить совет с Небес.
Перед смертью Яаков авину (наш отец) хочет благословить своих детей. Но сначала он упрекает их. Реувена он упрекает в том, что он переставил кровать. Что было? Все время, пока Рахель была жива, кровать Яакова стояла именно в шатре Рахели. Рахель умирает, Реувен считает, что пришла очередь его мамы Леи – но не тут-то было! Яаков ставит свою кровать в шатер Бильhи! Несправедливость! И Реувен меняет место кровати – ставит кровать отца в шатер своей матери. Яаков упрекает его в этом. Но с тех пор прошло 62 года! Почему сейчас?
Наши мудрецы говорят, что Яаков тогда ничего не сказал Реувену. Он боялся упрекнуть его сразу после происшествия, потому что опасался, что Реувен отбросит веру и пойдет к своему дяде Эсаву! Какая мудрость проявляется здесь! Вот бы наши современные воспитатели научились этому! Стоять возле двери с часами, ожидая приход опаздывающего подростка, а потом выговаривать: «Я знаю, почему ты опоздал(а)! Я точно знаю, чем ты занимался (-ась)!» Перестаньте все знать! Перестаньте все сразу выговаривать!
Эта недельная глава – «параша стума», «закрытая» глава. Она учит нас вовремя замолчать.
Яаков авину хочет благословить Менаше и Эфраима, и внезапно говорит: «Кто это?». В чем дело? Минуту назад Йосеф сказал, что это его сыновья. Почему? Яаков решил не благословлять их, потому что увидел, что от них произойдут два больших злодея в еврейском народе: Ахав и Йеровам. Но потом «А глаза Исраэля отяжелели от старости, не мог он видеть. И дал он им подступить к нему, и он поцеловал их и обнял их» (Берешит 48:10). Яаков закрыл свое духовное видение будущего, и потом он смог поцеловать и обнять Менаше и Эфраима. То есть он сказал себе: не заглядывай в будущее, вот они, два прекрасных еврейских юноши, стоят перед тобой. Благослови их, не нужно ориентироваться на потом!
Написано, что Яаков «ваишак лаэм вайехабек лаэм», то есть «поцеловал им и обнял им», хотя обычно мы говорим: поцеловал их, обнял их (отам). Ор аХаим объясняет, что он поцеловал их так, что они не могли ответить ему на поцелуй. Еврейский поцелуй – даже если я не получу поцелуй в ответ. То же можно сказать и про термин «аhават хинам», беспричинная любовь. Нет такого понятия «беспричинная любовь» по отношению к евреям. Это придумали в противоположность термину наших мудрецов «беспричинная ненависть», «син‘ат хинам». Мы любим евреев не без причины, а за то, что они евреи, у них есть особая притягательность, особая приятность! Мы любим их, даже если они не любят нас в ответ!
Я хочу, чтобы от сегодняшнего урока у вас была прямая польза. Я хочу дать 5 советов, которые будут разрешать ваши сомнения:
Первый совет. Раби Натан миБреслав говорит: «Тот, кто хочет хороший совет, каждую ночь, а особенно в период, когда мы говорим о разрушении Иерусалима (на этой неделе было 10 Тевета), каждую ночь в полночь (хацот алайла – время рассчитанной полночи в данной местности) встать и сказать: «Всевышний, дай мне, пожалуйста, совет!»». Почему ночью? Потому что ночью прекращается пустой шум и разговоры, и мы молимся: «Ашкивейну…ветакнену беэца това мильфанеха», то есть «уложи нас с миром… и дай нам хороший совет пред Тобой». Раби Натан говорит, что в полночь мы находимся на перепутье, это созвучно нашему сомневающемуся состоянию. Это время, когда темнота начинает отступать, а свет – прибывать. И это – то, что случится в нашем разуме: плохое отступит, и ситуация начнет проясняться.
Второй совет. Бен Иш Хай говорит, что женщина всегда считает, что она должна делать намного больше, чем нужно. Как Яаков говорит о Реувене: «аль тотар», ты делаешь слишком много, сдержись, не переусердствуй! Ведь тебе были суждены царство, священничество – но ты их не получил из-за несдержанности! На следующей неделе мы встретим двух женщин: Шифра, которая «улучшала» младенцев (вытирала им сопли и меняла пеленки) и Пуа (которая пела детям колыбельные). Эти поступки дали им имя! Так мало – и так много – ухаживать за младенцами!
Многие женщины говорят, что им претит роль «просто мамы», они хотят «расти над собой», «прорывать границы» своих возможностей. Шем миШмуэль говорит, что символ христианства – прорыв на все четыре стороны света. Распространение во все стороны. Это желание захватить все сразу. Если распыляться во все стороны, то не будет точного направления. Нужно решить, в какую сторону идти.
Более еврейский символ – маген давид, шестиконечная звезда. Немного вправо – и назад, вверх – и назад. Учеба – дом, карьера – дети. Здесь есть 6 направлений, не четыре, но всегда есть путь назад. Это очень охраняющая фигура – ты внутри защищена со всех сторон. Кроме того, нужно знать, что Всевышний никогда не даст нам слишком большой задачи. В нееврейском образовании ты сначала учишься, потом получаешь степень. А у евреев – сначала степень, потом учеба. Сначала ты становишься мамой, потом учишься, как обращаться со своим ребенком (ведь все книги говорят о других детях, а твой собственный может быть другим). Поэтому никакое испытание не слишком мало для нас и не слишком велико – оно сшито на нас точно по размеру.
Третий совет – благословение папы и мамы при наступлении Шаббата (эрев Шаббат). Рав Вольбе говорит, что у каждого человека есть одно самое выдающееся хорошее качество (их много, но одно – самое), и одно выдающееся плохое качество. Благословение родителей в эрев Шаббат (или от человека, который вас сильно любит) максимально увеличивает влияние хорошего качества и минимизирует влияние плохого. Мы благословляем сыновей словами Яакова «Да поставит тебя Б-г как Эфраима и как Менаше!» (Берешит 48:20). Бен Иш Хай говорит, что когда родители благословляют ребенка быть «как кто-то», то это исполняется. Но нужно обязательно проговорить это губами. Бен Иш Хай говорит, что окончание полного значения букв слова браха (“благословение” – беТ, рейШ, каФ, эЙ) это сфатай (губы). Браха выявляет то, что есть в потенциале. А пальцы благословляющего – трубки, проводящие благословение от Всевышнего.
Четвертый совет. Ваше имя. Родители думают, что они дают имя ребенку имя – нет. Имя дается ребенку родителями по наущению руах акодеш (духа святого постижения). Поэтому, изучив свойства своего имени, особенно его начальную букву, можно понять, какие наклонности есть у человека. Это также видно в благословениях, которые Яаков дает своим сыновьям. «Дан ядин амо» – Дан будет судить свой народ.
Пятый совет. Просто встать и сказать: Я не знаю, что делать. Г-споди, помоги! «При Цадик» пишет: «Парнаса (заработок, пропитание) в два раза тяжелее, чем роды». Почему? Ведь о родах написано: беэцев тельди баним (в горести будешь рожать детей), а про заработок: беицавон тохлена (с мукой будешь есть). Ицавон – это маленький эцев, то есть он должен быть меньше, чем при родах? Во время родов женщина понимает, что что бы ни случилось, все от Всевышнего, она не властна над происходящим, она получила такое проклятие после греха первого человека. Ее никак не характеризует, если роды прошли не совсем благополучно – так решил Всевышний, она не потеряет из-за этого собственное достоинство. Не так с заработком.
Неудачи при зарабатывании денег люди всегда принимают на свой счет: «Я не могу заработать – я неудачница». Так же и в отношении замужества. Девушка думает, что все зависит от того, похудеет она или потолстеет, наденет каблуки повыше или пониже, накрасится или нет. Так мы «не даем» Всевышнему проявить Его могущество. Бен Иш Хай говорит, что Яаков авину дает нам удивительный стих, который можно произносить, даже переставив слова местами: «Лийшуатха кивити Ашем» (“На спасение Твое надеюсь, Г-споди”). Произноси его, даже когда ты совсем запуталась, потому что он всегда вернет тебя в нужное русло, как бы запутанно ты его ни произнесла.