Эта недельная глава – это просто ночь пасхального Седера
Раши пишет на стих (13:4): «Сегодня выходите вы в весенний месяц» – разве мы не знали без этого, в каком месяце? (Ведь известно, что Нисан – весенний месяц). Имеется в виду, что Моше сказал народу: «Смотрите, какой хесед (благодеяние) явил Он вам тем, что вывел вас в месяце, кашерном (подходящем) для исхода, (когда нет) ни жары, ни холода, ни дождей. И также сказано (Теилим 68:7): «Выводит узников в оковах (кошарот)».
О чем может говорить этот стих из Теилим? Конечно, о нахождении супруга (-и)
Будущий муж сидит скованный в доме своих родителей, будущая жена – скованная в доме своих родителей. А Всевышний ждет самого лучшего часа, самого подходящего часа для них, когда оба будут наиболее достойны, когда они будут более всего подходить друг другу.
Мы знаем этот комментарий Раши еще из школы, он для нас сам собой разумеется. Но рав Штейнман (да будет память о праведнике благословенна) смотрит на него по-другому, он спрашивает: «Почему так важно, что этот весенний месяц подходит для выхода из Египта? Не жарко и не холодно? Но ведь Г-сподь мог сделать для них любую погоду! Более того, они были окружены Облаками Славы (внутри них был особый микроклимат)». И рав Штейнман не дает ответа на свой вопрос.
Наши мудрецы говорят: обучающий ребенка Торе подобен пишущему чернилами на чистом (ровном) свитке, обучающий Торе старика подобен пишущему чернилами на стертом свитке. Сфат Эмет объясняет это: тот, кто учится глазами ребенка (с интересом), подобен чистому свитку (хорошо воспринимает чернила – то, чему его обучают). Мы смотрим на этот комментарий Раши глазами стариков – не видим нового, мы столько лет изучаем его, уже, глаз уже «замылен». А рав Штейнман посмотрел на него глазами ребенка – и у него возник вопрос. Иногда вопрос говорит больше ответа.
Вопрос – символ свободы
В Ночь Седера самый несчастный сын – тот, кто не умеет спрашивать. Он раб знакомой реальности. Новый день не приносит ему ничего нового. Он не может посмотреть на свою жизнь с другой точки зрения, извне – поэтому не задает вопросов.
Наберемся смелости ответить на вопрос рава Штейнмана. Почему Всевышнему нужен подходящий час для избавления? Почему Он ожидает? Мы всегда хотим сейчас, скорее. Почему же Он ждет, чтобы мы были готовы?
…
А что означает название книг рава – «Аелет ашахар»? Известный мидраш про аелет ашахар (утреннюю зарю) говорит о раби Хие агадоль и раби Шимоне бен Халафта, которые шли ночью по очень темной долине Арбель и увидели занимающуюся зарю. Сначала только проблески, но потом все ярче и ярче. Это зрелище особенно впечатляет в полной темноте перед рассветом, когда уже практически нет ни луны, ни звезд. И они говорят друг другу: «Так же будет выглядеть и спасение Израиля». Оно начнется в полной темноте, но потихоньку избавление наберет силу. Из самой темени пробудится свет.
А что самое главное в темноте? Г‑сподь говорит Моше во время казни хошех – темнота (Шмот 11:2): «пусть спросит каждый».
Нужно спрашивать, чтобы стать свободным. Если мы не умеем задавать вопросы, значит, мы настолько погружены в рутину, настолько погружены в изгнание, что не замечаем в этом ничего неправильного. Нужно задавать вопросы, потому что они иногда важнее ответов.