Этот Шаббат – шаббат шира, суббота песни. Как Всевышний любит, когда его сыновья поют Ему песнь! Написано в Зоар акадош: בראשית – Берейшит – это שיר תאב те же буквы, что и шир таэв, желает песни. С тех пор, как Всевышний создал Свое творение, Он жаждет услышать нашу песню.
Есть известная мысль раби Нахмана: «Знай, что у каждого пастуха есть свой особый напев, связанный с травами и с местом, где он пасет… потому что у каждой травинки есть своя песня. И тем, что пастух знает этот напев, он дает силу травам расти (Ликутей МоараН, 63). И если бы ты удостоился услышать, как травы поют восхваления Всевышнему! Как приятно, слушая их песнь, (настроиться) на службу Всевышнему! (Сихот АраН, 163). И когда человек молится в поле, то все травы присоединяются к его молитве и помогают ему, добавляют силу молитве. И поэтому молитва называется «разговор», «разговор в поле» (Берешит 24:63) (Ликутей маамарим 11)».
Это чудесная мысль. Мы видим, что у пастуха есть напев (нигун), а у травинки есть песнь (шира). Какая между ними разница? Нигун – это грустный напев. Он весь – ожидание, просьба на будущее, слезы. Шира – песнь – это о том, что уже есть.
Мы думаем, что грустные молитвы поднимаются выше. Мы полагаем, что молитвы в слезах и ожиданиях, которым, конечно же, есть место в жизни, более угодны Всевышнему. И мы уверены, что так и надо разговаривать с Б-гом! Но раби Нахман исправляет эту нашу ошибку и говорит: нет, «из песни трав складывается напев пастуха».
Если бы наши дети видели, как мы молимся… с радостью! Песнь может влиять гораздо больше, чем грустный нигун! Если бы мы чаще приходили ко Всевышнему благодарить в радости, а не просить от недостатка или горевать от утраты… Это помогает правильно расти молодой поросли (детям). Важно научить их и себя радоваться еще до того, как придет спасение.
Есть сгула на достаток, которую можно применить уже сегодня (но не в шаббат): покормить птиц, разбросать зерна пшеницы или крошки хлеба для них. А почему? Шла аКадош говорит: Г-сподь хочет, чтобы мы посмотрели на птиц, понаблюдали за ними, ведь они никогда не знают, где найдут себе еду в следующий раз, но все равно продолжают петь. Они поют с верой, хотя не знают, будут ли сыты.
Нет более высокой ступени, чем петь не только после того, как получаешь что-то, но еще ДО того! Шла аКадош говорит: есть только два создания в мире, которые поют: человек и птица. Человек поет только тогда, когда ему хорошо, но птица поет еще до того, как получила желаемое. Почему? «И птица находит дом и ласточка – гнездо себе, куда кладет птенцов своих» (Теилим 84:4). Она уверена, что Всевышний даст ей пропитание.
Есть выражение, особенное для женщин. Если вы хотите увеличить достаток, если вы хотите воспитанных детей, вам, по выражению каббалы, нужно «поднять МаН», маим нуквим (женское начало водной стихии, силой стремления и желания получить некое благо оно пробуждает Наверху желание дать это благо). То есть нужно показать, что у тебя уже есть изобилие, даже если еще нет; показать, что Всевышний радует тебя уже сейчас.
Поэтому еще дополнительная сгула этого Шаббата, на который приходится Ту биШват – накрыть богатый стол, на котором будут разные яства, стол, наполненный благоуханием вкусных блюд и разноцветием фруктов, которыми славится земля Израиля.
«И да не предстанут пред лицом Моим с пустыми руками» (Шмот 23:15) – Я Сам прихожу к ним за стол, Я не хочу видеть их грустные лица, слышать нигун – «грустный напев». Разве вы только так можете общаться со Мной? С грустным лицом? Вознесите МаН (маим нуквим), и вы увидите, какой ман спустится к вам с Небес.
Да будет угодно Всевышнему, чтобы, кроме грустного напева нигуна в нашей молитве, мы научились бы также петь Ему веселую песнь, словно птицы. И да будет угодно, чтобы благословились изобилием столы еврейского народа.