Суккот закончился. Сукка, в красоту и совершенство которой мы вложили так много сил, лежит разобранная, все украшения сняты, как грустно! Арбаат аминим, четыре вида растений, снова разделены. Всегда приводят рассказы о хасидских адморах, которые, вынимая арба миним из койшеклах, то есть из специального держателя, связанного из пальмовых листьев, плакали над разобщением, разъединением четырех видов в еврейском народе. Семья, которая собиралась за одним столом в сукке, снова разъехалась…
Мы вышли из сукки. Наступили будни – йемей холь, которые разбросали нас, словно песчинки (обыгрывается двойной смысл слова холь – песок и будни – прим. перев). Куда же мы вышли? В первый Шаббат, в Шаббат Берейшит. «Выйди, друг мой, навстречу невесте» – так поется в Леха Доди. Из сукки нужно выйти навстречу первому Шаббату. Теперь у нас долго не будет праздников, и мы учимся ценить Шаббат.
Есть история об особенном человеке, которого звали Йосеф мокир Шаббат. Он всю неделю жил очень скромно, чтобы скопить денег и отпраздновать Шаббат должным образом. Однажды произошло чудо: в рыбе, которую его жена готовила на Шаббат, они нашли драгоценный камень (эта известная история приводится тут в сокращении – прим. перев). Но не только Йосеф и его жена могут найти драгоценный камень внутри шаббатних приготовлений – каждая хозяйка способна на это. Уборка на Шаббат, стирка, глажка, приготовление еды, закупка продуктов, чистка обуви… Все это наш маленький праздник подготовки к Шаббату.
Шаббат гораздо больше и важнее любого праздника. Когда праздник выпадает на Шаббат, в Кидуше мы добавляем «беаава», «с любовью»: «натата лану беаава Шабатот лимнуха, хагим у зманим лесасон» – «Ты дал нам с любовью Субботы для отдыха, праздники и особые времена – для радости». Невозможно все время жить на высоком уровне радости, таком как «сасон». Невозможно всю жизнь прожить в празднике. Именно отдых, который дарит нам Шаббат – это и есть настоящий праздник.
Только в еврействе есть такое правило: «частый или нечастый – частый важнее». То, что повторяется каждую неделю – это самый важный праздник. По этому же правилу муж должен всегда видеть свою жену невестой, самой главной в своей жизни, а жена должна видеть своего мужа женихом, самым важным для нее. Этого мы не видим в нашей недельной главе Берейшит. Адам ришон говорит: «Жена, которую Ты дал, (чтобы ей быть) со мною», в его словах слышится неблагодарность, вызов. Все создания пытаются восстать: море хочет выйти из границ, и ему дают землю вокруг; луна не хочет быть одного размера с солнцем; Адам и Хава восстают, не хотят соблюсти единственный запрет – не есть с Древа Познания – никто не хочет рутины, только праздника.
Всевышний обращается к женщине и говорит: ты ответственна за то, чтобы придать ежедневной рутине вкус праздника, особенно постарайся ради Шаббата. Почему? Всевышний проклял землю за то, что она ослушалась: она должна была вырастить дерево, вкус которого (всего дерева) был бы как вкус его плодов. Но земля вырастила безвкусный ствол, ветки, листья, и лишь у плодов есть вкус. Женщина стала причиной того, что в мире вкус проявляется только у плодов, особая сладость есть только раз, только иногда, когда вызревает плод. Рутина – ствол, ветки, корни – то, что составляет постоянную часть дерева – не имеет вкуса. Поэтому исправление земли и исправление женщины – уметь придать вкус ежедневным обязанностям, будням, а вовсе не только праздникам. Прежде всего, важно придать вкус Шаббату, «тоамейа хаим заху» – «пробующие его удостоились жизни».