Каждый лектор, которому нужно рассказать о главе Бамидбар, находит ее немного… пустынной. Есть в ней, конечно, порядок. Всевышний так красиво располагает народ Израиля в пустыне – по цветам, по флагам, а в середине – ковчег завета, арон абрит.
А дальше, в остальной части хумаша Бамидбар? Как ни стыдно, народ Израиля! Жалобы, все время жалобы, хотят даже вернуться в Египет, история с разведчиками, спор Кораха… И даже Моше рабейну бьет скалу. Зачем все это записывать в Тору? Зачем это свидетельство наших промахов?
Всевышний отвечает: чтобы вы поняли, что такое любовь. В начале книги Бамидбар Он располагает нас красиво, как будто усаживает нас в студии для того, чтобы сфотографировать, словно для памятной фотографии со дня рождения. Это фотография, которая осталась у Него в сердце. И неважно, что вы, сыны Израиля, будете делать потом. «Я помню доброту твоих юных дней, твою любовь невесты, как ты шла за Мной по пустыне, по земле незасеянной». Я люблю вас за вашу веру, за то, что пошли за Мной в незасеянную землю.
Что такое незасеянная земля? Для женщины нет большего горя, чем быть «незасеянной землей». Та, что есть «мидбар» (пустыня), то есть «медубар ба» – о ней говорят. «Что сделаем с сестрой нашей в день, когда заговорят о ней?». Мимо нее проходят, по ней ступают, но… Никто не хочет построить в ней (в пустыне) свой дом.
Зачем Всевышний поместил нас в пустыню? Почему не завел сразу в Землю Израиля? Всевышний отвечает: только туда, где совсем пусто, Я могу зайти. Когда вы переполнены самими собой, «Не можем Я и он жить в одном мире» (Эркин 15б) – сказано о гордыне.
Лучше всего выражает это Наоми в Мегилат Рут: «Выходила я с полными (руками, то есть в достатке), а возвратил меня Всевышний пустой (с пустыми руками)». То есть, когда они были богаты, у нее все было – семья и средства, тогда она не смогла вернуться к Нему, а теперь – смогла. В этой «пустыне», когда она возвращается из полей Моава, где муж и сыновья ее умерли, не дай Б-г никому. Она говорит: «Остались ли у меня еще сыновья во чреве?». Я осталась совсем пустыней, «землей незасеянной». Что может произрасти из меня?
Из этой пустоты (рейкам), создается (ниркам – плетется, шьется) Машиах, создается Избавление. Это главное, что мы учим о пустыне. Тору можно дать только в пустыне. Там, где ничего нет, там, где есть голод, будет хлеб. А там, где все «сыты», никто не ждет Машиаха. Почему Наоми возвращается в Бейт-Лехем? Потому что там был голод. Наоми знает, что там Всевышний воздаст Своему народу, даст им хлеб.
Почему нельзя дать хлеб без голода? Почему женщина должна пройти через пустыню, чтобы получить избавление? Зачем нужно стать пустыней, чтобы стать «наполненной»? Почему Всевышний не хочет нас побаловать? Зачем нужно проходить всю жизнь через трудности?
Потому что такое воспитание хотела дать тебе мать, твоя праматерь Сара. Хатам Софер приводит замечательный комментарий. Когда к Аврааму приходят гости-ангелы, Авраам говорит Саре: «Скорее замеси тесто, сделай угот (хлеба) из муки (кемах) – тонкой муки (солет)». Раши говорит: «Потому что женщине тяжелы гости (эйн иша цара баорхим, царут аин – прижимистость)». Сара говорит: мука; Авраам авину говорит: солет, тонкая мука. В чем их спор?
Хатам Софер объясняет: Авраам говорит, что ему сейчас сообщают о будущем рождении сына. Он хочет воспитать сына как солет, то есть дать детям все готовое, просеянное: берите и кладите в рот. А Сара имену говорит: нет, кемах, мука – пусть просеют, пусть поработают, пусть потрудятся, пусть у них будут сложности в жизни.
Так учатся. Идеал в еврействе – это не быть мудрым (хахам), это быть тальмид хахам (мудрым учащимся). Если нет кемах – муки – нет Торы. Ведь не сказано «если нет солет». Как мы знаем, что Всевышний согласился с воспитанием Сары, с воспитанием через трудности? В Эшет хаиль написано: «Цофия алихот бейта велехем ацлут ло тохель» – «смотрит она за поведением домочадцев, а хлеба лености не ест». Это говорится о Саре. Она хочет, чтобы ленивого хлеба – когда все уже просеяно и готово, только осталось в рот положить – такого хлеба ее потомки не ели.
Именно те, от кого произойдет Машиах, получают больше всего испытаний. Из трудностей растут.