Недельная глава Балак – Поставить ограждения

ограждения

Только у еврейского народа проклятие может обернуться благословением. Можно научиться, как выйти из-под влияния того, что выглядит страшным проклятием – к благословению.

Несмотря на кажущуюся неудачу, Билам смог успешно воплотить одно злодейство: ввел народы мира в грех разврата. Раши говорит, что до Билама (с поколения сыновей Ноаха) у народов мира распутство было четко ограничено, они приняли это на себя.

И что вдруг случилось? Когда Билам дает свой ужасный совет, происходит «пролом ограждения», ограды нравственности были попраны. Мы все знаем, что есть запреты, но кто их устанавливает? Может, при определенных обстоятельствах все-таки можно? Так препирался с Моше глава колена, важный человек – Зимри. Он приводит эту мидьянитянку перед всеми, и они запутываются – может, все-таки так можно? И происходит страшная вещь: Моше рабейну забывает закон! Он не может ответить Зимри.

Если такое происходит с Моше рабейну, конечно, это может произойти и с праведной дочерью народа Израиля – она тоже может растеряться. Так что же делать?

Когда вещи не имеют точных определений, нужно дать эти определения. Кто же будет это делать? Женщины. Как написано (Мидраш Бемидбар раба гл.21:10): «В том поколении женщины определяли (можно перевести как «окружали забором», ограждали, защищали) то, что мужчины проламывали». Почему же мы уклоняемся от того, чтобы ограждать, от того, чтобы давать четкие определения?

Во-первых, мы уверены, что все сами все знают: это – можно, а это – нельзя, это – благословение, а это – проклятие. Неверно. Сейчас принцип такой: живи и дай жить другим. Мы стесняемся: что, я начну вдруг «строить» всех, как досит (на иврите – несколько пренебрежительное названии религиозной дамы)?

Во-вторых, в некоторых вещах мы недостаточно ограждаем себя, детей и мужа потому, что нам кажется нескромным затрагивать эти темы. Это то, о чем лучше промолчать.

Но Всевышний иногда «отверзает уста» даже таких существ, которые вовсе не должны говорить по природе – например, заговаривает ослица. И она говорит: «ограда с одной стороны и ограда с другой» (Бемидбар 22:24), вот место, откуда невозможно продвигаться вперед.

Первое ограждение, первое определение, которое мы должны поставить для себя и домочадцев, чтобы обратить проклятие в благословение, чтобы избежать плохих ситуаций: нет великих людей в отношении распутства. Человек не может быть достаточно велик, чтобы считать себя выше этого соблазна. И уж точно не дети. И не подростки.

Когда к раву Шломо-Залману Ойербаху приводили мальчиков на халаке, чтобы он отрезал им первый локон,  мальчика ставили на стул перед ним. Рав широко улыбался и говорил: «Цадик гозер» (полный вариант: цадик гозер – ве-hа-Кадош барух hУ мекайем, «Праведник постановляет, а Всевышний выполняет», по прямому переводу можно перевести и как «Праведный отрезает (локон), а Всевышний дает жизнь»). Однажды мальчик встал на самый кончик стула, и рав Шломо-Залман сказал: «Осторожно, ты можешь упасть!». Отец мальчика ответил: «Нет, он большой, он не упадет». А рав сказал на это: «Я тоже большой, но и я могу упасть».

Нет достаточно великих для этого. Особенно в летние каникулы. Да и йецер (дурное начало) так велик. Наши мудрецы учат: «И жил Израиль в Шитим, и стал народ распутничать» (Бемидбар 25:1), – есть место, которое подходит по своим свойствам для определенной вещи, «земля, которая выращивает распутников». То есть, существует вещь, которая опасна. Если ты притрагиваешься к ней, чистым уже не останешься. Например, это незащищенный интернет.

Мама, поставь перед ребенком ограждение! Определи часы для этого, определи зону доступа. Это поколение детей – будущие «кибер-воины», они учатся вскрывать любые, самые защищенные, “кошерные”, сети. Мы каждый день заново должны ограждать и ограничивать, определять правила для вещей, которые кажутся нам очень ясными и понятными!

И вторая вещь, которая кажется очень ясной и понятной, но почему-то встречается часто. Йихуд (законы, запрещающие уединение посторонних мужчины и женщины). Это тоже «земля, которая взращивает распутников». Это идеальная среда для йецер ара! Мужчина и женщина, юноша и девушка не должны оставаться наедине в комнате! Нам кажется, что это всем известно и понятно. Но это совсем не так!

Женщины определяют. Женщины ограждают. Потому что это наша сила – в устах, в разговоре – в четких определениях.

Да удостоимся мы оградить и дать определения, удостоимся поставить сами себе ограду и не дадим исполниться проклятью Билама! И пусть каждое проклятье Билама обернется благословением!