Урок второй
Аризаль открыл своим ученикам, что его высочайшие постижения в Торе, все, которые у нас сейчас есть, он получил благодаря радости, радости от соблюдения заповедей.
Рамбам в «Законах лулава» (8:15) пишет: «Радость, которой будет радоваться человек при соблюдении заповедей и от любви к Б-гу, Который дал эти заповеди, это великая работа». Рамбам прямо говорит о том, что радость – это не спонтанно возникающее чувство. Это постоянная работа.
Привычные заповеди
Когда заповеди выполняются мелумада, «заученно», то есть рутинно, по привычке, не думая, в таком действии нет даат, осознанности. Если нет осознания, то нет ни любви, ни радости. Перед тем как исполнить заповедь, человек должен посвятить хотя бы одну секунду подготовке – остановиться, осознать. Он может подумать о том, что сейчас он собирается выполнить желание Всевышнего, что это действие он делает именно для выполнения заповеди. Если он вспомнит, что данное его действие связывает его непосредственно со Всевышним – это станет причиной радости.
В книге «Кузари» (раздел «Требования к пророчеству — основы») написано: «Радость от заповеди и от Торы требует осмысления и настроя, чтобы ты радовался самой заповеди, потому что любишь Заповедующего ее, и потому что ты узнал, чем она хороша для тебя». В сущности, человек радуется тому, что выполняет желание Всевышнего, ведь вся наша жизнь в этом мире – стараться привести к тому, что откроется Шехина.
Я (не) случайно!
Мы стараемся делать заповеди с любовью, продуманно. Продумывать – это противоположно случайности. А случайность – это та идея, которую пытался внушить Амалек. Он утверждал, что все в мире случайно, что у мира нет Хозяина, им никто не управляет. Все происходит само собой, потому что мир так устроен, «испокон веку», по инерции. Этому мы противопоставляем осознанные, продуманные действия. Там, где повторение охлаждает нас – мы должны внести тепло любви. Случайность – кери, причина нечистоты. Ну а мы внесем в каждое свое действие святость. То, чем наделен человек в этом мире, дано ему не случайно – все имеет свою цель, значит наша задача – продумать, что приближает нас к цели.
Как начать радоваться?
Начинать нужно с того, что легко дается, с той заповеди, которая радует без усилий. Если у человека получается радоваться в Симхат Тора, пусть начнет с этого. Пусть прочувствует до глубины души эту радость, обдумает ее. Одному легче почувствовать радость от заповеди слушать шофар, другому – от обрезания собственного сына, третьему – на свадьбе ребенка. Эту радость нужно использовать на то, чтобы связать себя со Всевышним. И так же сделать с другими заповедями – почувствовать радость от них, а затем укрепить таким образом свою связь с Властелином мира, заповедавшим их.
Подготовила Зисси Скаржинская
продолжение следует