Советы от РаМаКа – учителя Аризаля

таканот рамака

Величайший мудрец Торы и каббалист рав Моше Кордоверо учился у величайших мудрецов своего поколения – рава Йосефа Каро (составитель фундаментального кодекса «Шульхан Арух») и великого каббалиста рава Шломо Алькабеца. Впоследствии, когда рав Моше Кордоверо основал собственный дом учения, в числе его учеников были рав Хаим Виталь и рав Ицхак Лурия (Аризаль). Таким образом, совершенно очевидно его неповторимое величие в Торе.

Среди наследия рава Моше Кордоверо особой строкой стоят его постановления (таканот):

Это короткие и емкие советы (которым рав Кордоверо следовал сам), «и пусть выполнит их человек, и будет жить благодаря им». Именно эти постановления мы и попытаемся, с Б-жьей помощью, воспринять в качестве нашего «краткого руководства к действию» по исправлению качеств и укреплению веры и служения в святые дни месяца Элуль.

1. Пусть никогда не избавит сердце свое от мыслей о Торе и святости, чтобы не было сердце его пусто от размышлений о Торе, и тогда станет сердце его местом нахождения Б-жественного присутствия.

Как тяжело в наше время сосредоточиться на святости! Повседневные заботы подобны болоту, они затягивают с головой, не позволяя человеку думать ни о чем другом. Действительно, занятому мыслями о пропитании и благосостоянии  человеку тяжело в суматохе дня вспомнить, что написано в недельной главе или в последней выученной мишне.

Но если мы задумаемся над тем, что имеет первостепенную важность, то поймем необходимость рассуждать о Торе и святости каждое свободное мгновение! И это вполне возможно, несмотря на всю занятость и суматоху: важно лишь помнить, что Тора – такое же «пропитание» для нашей души, как то, которое мы добываем для нашего тела.

2. Пусть никогда не гневается, ибо гнев приводит человека ко многим грехам.

В наше время, когда многие вокруг исповедуют принцип «человек человеку – волк», это постановление особенно важно для сохранения наших душ. Последствия гнева страшны и разрушительны, в гневе человек способен на ужасные поступки. Гнев лишает человека рассудка, способности трезво оценивать происходящие. В гневе невозможны добро и милосердие. Изжить из себя это качество – важнейшая задача для каждого из нас.

3. Пусть всегда общается с людьми, и ведет себя с ними приятно даже с теми, которые нарушают заповеди Торы.

Приветливый взгляд и искренняя улыбка – вещи в наше время, к сожалению, редкие. То же самое, что не дает вспомнить о Торе, – погруженность в рутину материального мира – мешает относиться к людям как подобает: с добротой и радушием.

Что касается нарушителей заповедей, то здесь всегда важно помнить, что они – наши заблудшие братья. Мы обязаны молиться о них и их детях, об их скорейшем возвращении к Торе. Лучшее оружие в борьбе против их изъянов – это наши любовь и сострадание.

4. Не говорить ничего плохого ни об одном человеке и вообще ни о каком существе и животном. 

Человек, душа которого наполнена Торой, излучает особый свет. Этот свет освещает и согревает все вокруг. Тора помогает человеку увидеть подлинную красоту и гармонию мира, созданного Всевышним. Дурное слово, даже если оно сказано не о человеке, подобно грязи, которая «пачкает» как того, кто его произносит, так и окружающий мир.

5. Не проклинать ни одного из сыновей Израиля даже в момент гнева. Наоборот, человеку следует благословлять всех, и это будет источником благословения для него самого. 

Как тяжело бывает не отплатить проклинающему тебя той же монетой! Как тяжело не проклясть обидчика в момент гнева! Про благословение в такие моменты человек даже не задумывается. А между тем только человек, чья вера непоколебима, чье служение Творцу искренне, способен на благословение для любого – даже своего обидчика. И, безусловно, такие качества приводят благословение на него самого.

6. Никогда не лгать и максимально отдаляться от любой лжи. Стараться, чтобы Ваши уста никогда и никоим образом не произносили слова обмана.

В наше время, полное лжи, это постановление особенно важно. Ложь, к сожалению, стала чем-то обыденным и даже привычным. Ложные идеалы, которым поклоняется современное общество, ложь ради наживы и многие другие виды лжи окружают нас. Они хорошо «маскируются», зачастую лицемерно выдавая себя за «современный образ жизни». Как же отличить их, как отдалить от себя эту скверну? Смотреть на этот мир сквозь очки абсолютной истины – святой Торы.

7. Каждый день изучать Тору, Мишну, Талмуд, Каббалу и Алаху.

Изучение Торы во всем ее многообразии – основа еврейского мировоззрения и фундамент еврейского образа жизни. Нет ничего важнее, чем постоянное изучение Торы. Каждый еврей обязан выделить постоянное время, которое должно быть полностью отдано учению. Изучение Торы – это гарантия исправления качеств, искренней тшувы, построения еврейского дома. Удовольствие от постижения мудрости Торы несравнимо ни с чем в этом мире.

8. Проходить весь Талмуд три раза в течение года. 

Величайший мудрец рав Моше Кордоверо прежде, чем постичь тайны скрытой части Торы, глубоко и интенсивно изучал открытые части. Познание Каббалы просто невозможно без постоянного изучения и глубокого знания устной и письменной Торы, кодексов законоучителей.

Безусловно, в наше время такое постижение доступно далеко не каждому. Но быть может, это всего лишь неверие в собственные силы и помощь Свыше? Как бы то ни было – совершенно очевидно, что постоянное изучение устной Торы (в меру собственных возможностей) доступно в наше время каждому. В наших святых ешивах всегда найдется место для еще одного еврея…

Итак, как мы видим, постановления великого каббалиста рава Моше Кордоверо не так далеки от нас. Более того, они так же актуальны, как если бы были произнесены сегодня. Из глубины веков нашему поколению протянута рука помощи, и дело за малым – протянуть руку навстречу. С Б-жьей помощью, нам вполне по силам понять и воспользоваться этими советами. В дни месяца Элуль, когда каждый еврей обязан задуматься о своих поступках и очистить душу от грехов, это поможет нам лучше подготовиться к Дням Суда и поддержит наши силы в войне с духовной нечистотой, которая наполняет наш мир.

Подготовил Арье Кац. Перевод постановлений РаМаКа – рав Б. Набутовский.