Перед приходом Машиаха – Тьма перед рассветом

тьма перед рассветом
Продолжение. Начало здесь.

Нам бы только пережить хевлей Машиах – «родовые муки» перед приходом Избавления. А они будут не только физическими.

Талмуд (конец трактата Сота) пишет: «Перед приходом Машиаха наглость взлетит до небес, дороговизна будет предельной, виноград плодоносит, а вино дорого. Власти отрицают Тору, и нет порицающего, в доме собрания – разврат. Мудрость изучающих Книгу (Тору в целом) будет презренна, боящиеся греха будут отвержены, истина будет отсутствовать. Юноши позорят стариков, старики вставать будут перед молодежью, сын срамит отца, дочь восстает на мать, невестка – на свекровь, домочадцы человека станут его врагами. Лик поколения подобен морде собаки, сын не стесняется отца…»

Разве не все это, или почти все – уже свершилось?! Однако в людях остается стремление к справедливости. Несмотря на все ухудшающееся состояние поколений, есть люди, которые плывут против течения, возвращаются к Торе. И Всевышний никогда не оставляет этот мир, чтобы он погряз во зле.

Как написано в книге «Даат Твунот», именно в тот час, когда кажется, что Всевышний оставил мир, наоборот, Он обновляет Свое влияние на него к добру. Все мысли и действия Всевышнего направлены лишь на то, чтобы исправить этот мир, а не навредить ему. Но поскольку Он по своему замыслу очень сильно скрывает Свои намерения (эстер паним), кажется, что мир оставлен Им, а люди страдают. На самом деле в это самое время Он творит для них спасение.

Хафец Хаим в своем «Письме о (времени) перед приходом Машиаха» написал: «Разум обязывает (осознавать), чтобы не продлилось долее время прихода нашего праведного Избавителя, потому что мы находимся уже на такой ступени, хуже и ниже которой и быть не может. И нам стоит ускорить Избавление тем, что мы вернемся к тшуве и подготовим себя с помощью Торы и добрых дел».

Так смеем ли мы надеяться, что все кончится хорошо уже в этом году? Талмуд (там же) говорит: «и не на кого нам надеяться, кроме нашего Небесного отца». Чтобы надеяться на Его спасение, нам следует что-то предпринять, чтобы перевернуть качество Б‑жественного суда в качество Его Милосердия.

Наши мудрецы говорят, что тот, кто хочет уберечься от мук перед приходом Машиаха, должен заниматься Торой и гмилут хасадим (милосердием, добрыми делами).

Причем заниматься ими, как своим бизнесом, то есть, стремясь как можно больше сделать, – лично и своим имуществом, чтобы ни один день не прошел без этого. Это должно помочь, поскольку качество Хесед (милосердие) сильнее качества Дин (Суд).

И, конечно, чтобы не будить качество Суда, следует говорить о ближних только хорошее, а также удержаться от гнева и от оскорблений, в том числе научить детей, что нехорошо давать другим обидные клички. Стоит удерживаться от любого участия в раздорах, даже если кажется, что они «во имя Небес».

И еще Хафец Хаим говорит о молитве: даже если человек вовсе не достоин, чтобы его молитва была принята, но он молится, просит и умоляет, Всевышний из милосердия Своего посылает ему то, что он просит. Тем более следует просить и молить об Избавлении.

Одна из главных составляющих ожидания Машиаха – собственно ожидание.

Об этом даже спросят на Небесном суде – «ждал ли ты Спасения?» (Шаббат, 38). Хафец Хаим объясняет, почему Тора так внимательно отнеслась к сомнению Сары, когда она получила весть от ангелов о рождении Ицхака. Смех Сары показывает нам (по правилу «деяния отцов – знак для сыновей»), что в конце дней также будут смеяться и не верить тем, кто указывает на скорое избавление. Не верится, что после такого долгого и тяжелого изгнания, когда народ Израиля дошел до дна своего отчаяния, унижен и страдает от многочисленных бед и нападок – и вдруг он будет спасен? Точно как в Египте, когда не слушали Моше «из-за того, что не хватило духу и от тяжести работы».

А если и верят, то не в скорое избавление, а в неопределенном будущем, поэтому и работать над собой будем потом, «ближе к делу». У нас нет свежести ощущения, что Машиах может прийти абсолютно в любой день – завтра, например! А мы не готовы!

Изгнание – это ночь. А тьма перед рассветом – самая сильная.

Сейчас мы находимся на этом этапе – этапе непроглядной тьмы. Нужно ли нам бояться? Наверное. Однако надо знать, чего бояться. Мы боимся террора, мы боимся финансового кризиса, мы по уши в боязни за свой завтрашний день. Но стоит осознать, что все эти страхи – временные, только до того момента, когда начнет проблескивать первый луч зари.

А пока нам стоит хотя бы с той силой, как мы молимся о здоровье и благополучии наших близких, молиться за скорейшее Избавление с приходом нашего праведного Спасителя, вскорости, в наши дни. Амен!

Подготовила З. Скаржинская