О молитве “Шмонэ эсре” – объяснение благословений “Модим” и “Сим шалом”

признательность

Благословение מודים אנחנו לך – «Мы признаем и благодарим Тебя»

Здесь нужно восхвалять Всевышнего за чудеса Его, поскольку тот, ради кого совершается чудо, не постигает, что это чудо, – а между тем каждый день совершается для человека из народа Израиля множество чудес, как сказано: «(Благодарите) Того, кто Один творит чудеса великие» (Теилим, 136:4), – а тот их не чувствует.

Писание хочет сказать этим, что Всевышний видит эти чудеса и необыкновенные вещи, а человек не видит; между тем, если бы не чудеса Его, мы бы давно погибли, ведь все сановники высшие (ангелы, ответственные за народы мира) и мазалот воюют против нас.

И особенно должен благодарить человек за возвращение души [по утрам], как объясняют в книге Зоар: «Давший ближнему в долг под заклад, если тот не возвращает, – забирает заклад в счет долга. Мы же каждую ночь отдаем Ему в заклад наши души, и Он возвращает их нам каждый день и не забирает в счет того, что мы, из-за многих наших грехов, ему должны».

И за это мы должны благодарить и восхвалять Его.

Благословение שים שלום – «Ниспошли мир»

Здесь нужно молиться о мире, ибо нет иного «сосуда», способного удержать благословение, кроме мира (см. Ваикра, 26:6 и Раши там), ибо это – желанная связь и полное единство Израиля.

Когда человек молится за мир, он должен молиться также и за то, чтобы не было разногласий в Израиле, чтобы не было ревности, ненависти и конкуренции, и вместо этого были бы между всеми людьми в Израиле любовь, единение, полное единство и дружба, и стал бы Израиль единой душой.

И должен вознамериться осуществить сказанное: «И возлюби ближнего, как самого себя», ведь это является основой всей Торы, и это – итог и основа всей молитвы.

И также должен человек молиться, чтобы в нем совершенно не было такого качества, как гнев, а была бы скромность перед всеми; и тогда он удостоится мира, ибо там, где есть гнев, – нет мира.

И потому мы молимся о том, чтобы устранить гнев, чтобы были вместо него любовь, братство и мир, и в этом – знак того, насколько велика святость Всевышнего в нас, ибо чем ее больше, тем меньше гнева и больше мира и любви. И потому мы молимся о том, чтобы Он установил место Своего пребывания среди нас и ниспослал нам мир.

И потому мы говорим: ולמקללי נפשי תדם – «И пред проклинающими меня пусть безмолвствует душа моя» – просьба уменьшить в ней способность к гневу, чтобы больше в ней было любви, – и это знак ее святости.

И потому в день накануне Йом Кипура, посвящаемый подготовке к этому святому и грозному дню, необходимо взаимное прощение, устранение гнева и умножение любви, и (сам Йом Кипур) становится знаком, ибо он – день, святой для Господина нашего.

И в этом – цель и итог помыслов наших во время молитвы, – то, что составляет долг каждого человека из народа Израиля перед Творцом.

Перевод – рав П. Перлов.