Я хочу начать с притчи, которая прекрасно проиллюстрирует все, о чем мы дальше будем говорить.
Один богач благородного происхождения гостил у другого богатого аристократа. Им был подан шикарный обед, а самым вкусным блюдом этого обеда были «Кишки фаршированные». Состав начинки был продуман поваром до мелочей – вкус просто неземной! Все гости пальчики облизывали. А наш богач позвал своего личного главного повара и велел ему записать в точности все ингредиенты и процесс приготовления, чтобы впоследствии готовить подобное блюдо на торжествах. Один повар попросил подробный рецепт у другого, записал пошагово, что нужно делать, все ингредиенты и пропорции.
В следующий раз, когда наш богач ожидал важных гостей, он велел повару приготовить блюдо из кишок, – и не скупился на расходы. Когда на пиру блюдо было подано, хозяин ожидал, что на лицах гостей расцветут блаженные улыбки, но не тут-то было! Они кривились и плевались! Когда же он сам попробовал, то переменился в лице. Вкус был отвратительный, а запах – еще хуже! Богач потребовал повара к себе и приказал объясниться: как он смеет так позорить его?! Повар оправдывался, что он сделал все в точности по рецепту. Каким-то образом богач понял, что его повар не врет, и велел ему собираться и отправляться в путь, снова навестить повара того аристократа и спросить его, в чем проблема.
Когда повара стали сверять рецепт, оказалось, что все верно. Они думали и гадали, что же пошло не так?! И вдруг второго повара осенило: кишки-то нужно было хорошо промыть снаружи и изнутри! «Но ты ничего не упомянул об этом в рецепте!» – пытался оправдаться горе-повар. «Для меня само собой разумеется, что нельзя приготовить вкусное изысканное блюдо из непромытых, дурно пахнущих кишок. Несмотря на то, что начинка – настоящий деликатес, но понятно, что оболочка все испортила. Это абсолютно несъедобно!» – ответил повар аристократа.
Повар из притчи похож на человека, который использует свой рот для молитвы и для разговоров, не приятных Всевышнему.
Наш небесный Отец создал нас «Нефеш хая, руах мемалела», как переводит Онкелос, то есть «Душой живой, духом говорящим». «Животные, как и человек, названы нефеш хая, но человек отличается от животного тем, что у него есть знание и речь», – говорит Раши. Что же делает человек со своей речью?! «Загрязняет» свой рот нехорошими словами, а потом им же произносит молитвы. Неудивительно, что Царю они неприятны.
Мы сейчас говорим даже не про лашон а-ра (злословие, то есть говорить дурно о ближнем). Есть еще много видов речей, от которых нужно воздерживаться с точки зрения «сур мира» (отдались от зла), а с другой стороны, есть много заповедей («асе тов»), которые мы можем исполнить с помощью рта: восхвалять и прославлять, благодарить, просить. Мужчины учат Тору.
Портить такой инструмент, как речь, сродни тому, как если бы военный министр царя воевал против монарха его же собственным оружием.
Если мы так поступаем, то мы еще хуже животных – у них нет разума, но они не восстают против своего хозяина.
продолжение следует
Подготовила: г-жа Зисси Скаржинская