Наша речь – Сила произнесенных слов

сила слов

В Гемаре (Моэд Катан, 18а) написано: «Завет заключен на губах». Это правило показывает силу произнесенного слова. Так, Авраам, когда шел по дороге на жертвоприношение Ицхака, сказал сопровождавшим его (Берешит, 22:5): «…я же с отроком, мы пойдем до сих пор, и поклонимся, и возвратимся к вам». Раши объясняет, что здесь он предсказал, что они вернутся вдвоем. Та же сила есть и у произнесенных обетов – то, что сорвалось с губ, нужно выполнить. И точно так же есть сила и у проклятий – то, что человек произнес, обрело силу. И в трактате Тмура (3а) написано, что проклинающий товарища именем Его, по закону Торы наказывается бичеванием, хотя физически ничего не сделал.

Поэтому нам всем нужно постараться не говорить необдуманных слов, «не открывать рот для Сатана», а быть среди тех, кто благословляет.

В Гемаре рассказывается, как к одному из мудрецов все время приходила женщина и рассказывала свои страшные сны, чтобы он толковал их к добру. Например, ей приснилось, что потолочная балка ее дома падает. Мудрец ответил ей, что этот сон говорит: у тебя скоро родится сын! Так и случилось. В следующий раз она пришла со своим сном тогда, когда мудреца не было, а были только его ученики. Она рассказала им, что ей приснился тот же сон – что балка дома упала на нее. И ученики растолковали сон так, что ее муж погибнет. Так и случилось. Мудрец тогда очень ругал своих учеников и говорил, что значение сна идет за его толкованием, поэтому нужно всегда толковать к добру! Своими словами они убили человека. [Однако необходимо, чтобы толкование соответствовало сну – прим. ред.]

Конечно, мы ничего не понимаем в снах. Но когда к нам приходят обеспокоенные люди с просьбой растолковать их сон, то нужно всегда говорить только добрые и хорошие вещи.

Сам сон, без толкования, как правило, ерунда, но, когда он обретает смысл в словах растолковывающего его, – это уже серьезная сила.

В наше время уже исследовали влияние человеческого слова, при чем даже не на человека, а на неодушевленный предмет. Ученые высадили проростки бобовых в совершенно одинаковые тарелочки, на одинаковую вату. Разница была в том, что одно растение при каждом поливе слышало от людей приятные и нежные слова, а другое – ругательства и проклятия. Ученые убедились, что первое растение прекрасно проросло, а второе совсем зачахло. [Смысл этого понятен: слова говорящего несут в себе силы его души – прим. ред.]

Когда приготовлялась смесь кторет (воскурений) для Храма, тот, кто толок ее, обязательно приговаривал: «Размельчай, хорошо, хорошо размельчай», потому что «голос полезен для составляющих кторет», как говорят наши мудрецы. Эта присказка действительно поможет благовониям лучше размельчиться.

В книге «Шмират а-Лашон» приведен отрывок из «Зоара», в котором рассказывается, что из плохих слов создаются дурные сущности, которые висят на губах человека и ждут. И потом они прицепляют плохие слова к святым словам, которые произносит человек, и тянут их вниз, не дают подняться молитвам. И так ослабляется сила святости. Так вдруг оказывается, что у человека нет сил учить Тору, нет сил молиться. Святым словам, которые человек мог бы произнести, преграждают путь дурные сущности, которые держат наготове плохие слова, чтобы мешать святым словам.

На эту тему приводят такой пример. Один человек был очень искусен в деле огранки драгоценных камней. Он выехал куда-то из дома, где у него остались рабочие инструменты. И вот, ему нужно сделать некую работу по камню, но инструменты – дома! А на месте у него есть только грубые, неподходящие инструменты. Несмотря на то, что он большой специалист в своем деле, но с такими инструментами у него ничего не получается.

Инструмент для работы человека в этом мире – это рот.

Рот был дан человеку, чтобы он пользовался им и произносил святые речи, благословения, восхвалял Всевышнего. Но если человек не пользуется своими инструментами правильно, он может их испортить. Проклятия, ложь, лашон а-ра – любая запрещенная речь наносит вред нам. И теперь, несмотря на то, что мы — профессионалы, наши инструменты испорчены, и мы не можем выполнять нашу задачу в этом мире.

От имени Маараля говорят: когда человек наносит вред какому-либо из органов своей души, физическому органу также становится плохо. Если это рука – руке, если голова – голове. Но рот – это другое дело. В этом случае становится плохо всему телу сразу. То, что входит в организм через рот, впитывается (в кишечнике) и попадает в кровь. Кровь разносит это по организму, и если человек съел яд, то через какое-то время (если не сработают защитные механизмы), организм отравится.

Еще стоит задуматься о том, что, бывает, дети рождаются с повреждениями рта – заячьей губой или волчьей пастью. Такому ребенку в некоторых особо серьезных случаях тяжело не только есть и пить, но и дышать. И нужно делать серию дорогостоящих операций, чтобы исправить врожденный дефект и помочь малышу. Как нужно благодарить Всевышнего за то, что наши дети рождаются здоровыми! И еще я подумала: как же мы можем использовать этот подарок – здоровый рот – для того, чтобы говорить запрещенные вещи, восставать против Всевышнего!

Часто мы забываем о том, что все наши органы – инструменты служения Всевышнему, и Он, по великой милости Своей, дал нам их здоровыми и готовыми к работе. А теперь наша задача – быть осторожными с ними и использовать их правильно.

продолжение следует

Подготовила: г-жа Зисси Скаржинская