И еще я хочу поговорить непосредственно о чистоте речи.
В самой Торе написано (Берешит, 7:8): «И от животного, которое не чисто». Тора обычно говорит очень лаконичным языком, но здесь вместо одного слова (тмэа, нечистое) сказано три (ашер эйнена теора, «которое не чисто»), чтобы научить нас, как важно сохранять чистым наш лексикон. Дети, которые растут в доме, где не произносят нечистых слов, куда уличные слова не вносятся, выглядят иначе. Есть вещи, которые нужно обсуждать дома, но и о них следует говорить «чистым языком», не на уличном жаргоне.
Когда мне было лет 6-7, я вынуждена была провести несколько дней в больнице. И там люди говорили не так, как было принято у нас дома. Я все время задавалась вопросом: «Не может быть, чтобы взрослые люди говорили такие слова?!»
Тому, кто, как и я, вырос в доме, где не употребляют некрасивых слов, мешает, когда он слышит эти слова, ему не по себе в таком обществе.
Одна женщина зарабатывала тем, что нянчила детей, и среди ее воспитанников случилась «смерть в колыбели» (ребенок не проснулся). Она как раз в этот момент была не у малыша, но приняла это очень близко к сердцу, хотя все убеждали ее, что в этом нет ее вины, что это могло произойти где угодно – дома, в садике – в любом месте. Но она была безутешна, обвиняла себя в том, что недостаточно смотрела за малышом – впала в депрессию. Ее привели к большому раву, и он сказал, что необходимо чем-то потрясти ее, иначе она просто скатится в глубокую депрессию и не сможет выбраться оттуда. Рав сказал ей следующие слова: «В смерти этого ребенка ты не виновата – это говорят тебе все, и даже врачи. Но что делать со всеми нечистыми и обидными словами, которые слетают с языка и ранят людей, и, может быть, смертельно – о них мы тоже так плачем и убиваемся?! А ведь в этом действительно есть наша вина! Тот, кто в разговоре ранит другого – о нем мы когда-нибудь слышали, чтобы он раскаивался и плакал так?» Эти слова рава пробудили ее. Она начала понимать, что если в случае, когда она не виновата, она так убивается, то что должен испытывать человек, который виноват, который ранит?
Это расставило акценты в ее голове – о чем действительно нужно раскаиваться и делать тшуву.
Написано в Коэлет (6:7): «Все труды человека – для рта его». Человек может работать устами неустанно – трудиться над Торой, но если он не следит за своей речью, то все это уходит в тартарары – все его труды. То есть, кроме того, что это просто запрещено, еще и элементарно жаль всех потраченных усилий.
В письме Виленского Гаона написано, что за каждое мгновение, что человек сдерживает свои уста, он получает такую награду, которую мы не можем оценить. То есть, кроме того, что человек обретает этот мир тем, что пребывает со всеми в мире и не ссорится, никто не в обиде на него, но и в Будущем мире его ждет награда за то, что сдерживал свои уста. Никакой ангел или другое создание не могут охватить всю награду, которую человек получает в Грядущем мире за одно мгновение, что он сдерживал свои уста, когда слова уже готовы сорваться с них. В последний момент он подумал: мой рот – не принадлежит мне. Он всего лишь дан мне для служения Творцу. И сейчас я перекрою свой рот, смолчу, не скажу того, что накипело. Это не легко, но в этом моя служба, и за это я получу награду.
Что же может помочь человеку, который к этому не привык, сдерживать себя?
Во-первых, учиться. Есть замечательная книга «Хафец Хаим» о законах злословия и сплетен. В наши дни есть даже телефонные уроки, можно слушать по два закона в день. Лучше каждый день, если не получается – хотя бы читать раз в неделю в Шаббат. Главное, чтобы было постоянство. Нужно учить и знать законы: что можно говорить, а что нельзя. И в каких случаях даже нужно говорить. И нужно учить Мусар (например, «Шмират а-Лашон»), чтобы понять значение и важность сдержанности в речи. Нужно постоянно напоминать себе об этом. Можно учиться по телефону, поставив на громкую связь, и в это время готовить, мыть посуду, слушать в поездке, в процессе кормления ребенка…
Если я знаю, что некий определенный человек в моем окружении всегда, обязательно говорит лашон а-ра, то нужно, насколько возможно, сократить разговоры с этим человеком: говорить о деле, кратко.
У меня есть одна соседка, которая, если я сама открываю дверь, обязательно затеет со мной разговоры про кого-нибудь – лашон а-ра. Я долго думала, что делать. Теперь я не открываю ей дверь, а посылаю кого-то из девочек открыть – с ними соседка не будет долго говорить, только по делу. Или, если другая соседка всегда раздражает меня тем, что вспоминает в пятницу о том, что ей нужно что-то из продуктов через 10 минут после закрытия магазина – и бежит ко мне взять это, то я также не буду сама открывать дверь, чтобы не сорваться потом перед детьми («Почему она такая неорганизованная!»), а пошлю кого-то из девочек открыть – и не буду раздражаться. И пока я спокойна, скажу детям: «Вот, мы удостоились сделать доброе дело, помочь евреям. А мы справимся и с половиной пакета молока» (а то, что она неорганизованная – это ее проблема, не моя).
Нужно сделать план, продуманную кампанию против своего злого начала. Найти свои слабые места и поставить там дополнительные заградительные отряды. И тогда наша битва будет выиграна!
Подготовила: г-жа Зисси Скаржинская