продолжение, начало здесь
Первый дом учения для ребенка – материнская утроба, там он учит всю Тору. Потом он растет у мамы на руках, она кормит его в чистоте и святости. И только когда он может сам стоять, когда он отлучен от груди, отец берет его под свое покровительство. В первые два года жизни только мама может дать необходимые ему основы!
Если мы задумаемся, в чем разница между мужчиной и женщиной, мы поймем, что именно в матери заключена суть еврейства.
Отец работает над качеством еврейства, и для этого ему нужны специальные инструменты – цицит, тфилин, шофар, лулав и другие. Матери эти инструменты не нужны, она крепко привязана к Всевышнему. Она – дом!
Чистота еврейского дома, чистота души, чистота мысли – для женщин гораздо важнее, чем для мужчин. У мужчин есть Тора [которая поможет нейтрализовать дурное влияние], а женщина – суть еврейства, она называется домом. И она – в доме с маленькими детьми.
И поскольку женщина строит дом, делая его еврейским, она освобождена от повелительных заповедей, которые привязаны к определенному времени. Но она обязана выполнять заповеди, отражающие суть еврейства, например, заповедь святого Шаббата! Раз в неделю еврей должен отбросить всю суетность этого мира, как будто этот мир для него совершенно не существует, и нет ничего, кроме Творца!
Сегодня, когда Храм разрушен, у нас есть особенное время, когда мы можем уединиться со Всевышним. Это Шаббат.
Шаббат – время для связи со Всевышним. Несмотря на то, что у нас нет коэнов, которые служат в Храме, нет левитов на помосте, в Шаббат у нас есть Менора, Стол, Жертвенник и Святая Святых.
Об уединении со Всевышним сказано: «Да не выйдет никто из места своего в день седьмой» (Шмот, 16:29), речь идет о запрете переносить вещи из одного владения в другое. И хотя этот запрет – последний из 39 Шаббатних запретов, именно с него начинается трактат Шаббат!
Ибо Шаббат по определению – это частное владение еврейского народа, в котором он уединяется с Создателем! Есть много заповедей, которые можно выполнять и в частном владении, и в общественном, но только в частном владении у еврея есть возможность встретиться со Всевышним.
Заповедь Шаббата специально предназначена для женщины. Она печет шаббатний кугель, она варит шаббатний чолнт, и, самое главное, она вносит в дом атмосферу Шаббата. Отец уходит в синагогу, а мама сидит дома, и в ее руках – возможность внести в дом дух святости, или, не дай Б-г, дух злословия или чуждых еврейскому дому вещей. Вернувшись из синагоги, папа поет Шаббатние песни, это замечательно.
Но кто создает в доме атмосферу святости Шаббата, кто создает суть еврейского дома? Мама!
Служение мужчины – совершенствуется. Кашерность мезузы и цицит сегодня намного выше, чем раньше. К тфилин предъявляются все более строгие требования. Мужчины сидят и учатся. Но привести избавление может только женщина, которая олицетворяет дом, частное владение.
«Пусть Он целует меня поцелуями уст своих [говорится о близости к Творцу]» (Шир а-Ширим, 1:2).
И об этом сказали мудрецы: «Избавление приходит лишь в заслугу праведниц поколения» (Ялкут Шимони, Рут, 606), потому что суть праведницы – охрана еврейского дома, Храма! И они приведут избавление.
Предназначение и огромная заслуга женщин – с Б-жьей помощью, привести окончательное избавление, вскорости, в наши дни!
перевод г-жи Х. Берман