Дающее начало

дающее начало
Написано в недельной главе Тазриа: «Если женщина зачнет и родит сына…», или на иврите «Иша ки тазриа («зачнет», также «посеет») веялда захар».

Эта фраза известна, на нее есть комментарии по простому пониманию.

Но ее можно понять и по-другому, то есть прочитать, чуть иначе расставив паузы: «Если женщина зачнет и родит – мужского (пола)». Получается, что родившая женщина мужского пола? По меньшей мере странно.

Автор книги Турей Заhав объясняет, что слово захар не всегда понимается только как «мужской пол», а некева – как женский. Часто эти слова означают дающее начало, то есть влияющее, и принимающее начало, то есть находящееся под влиянием, соответственно.

Этот аспект нужен нам для интересного объяснения.

Всевышнего мы всегда называем в мужском роде – Он, в благословениях на иврите – Ата, то есть Ты (мужск. род). Почему? Потому что мы знаем, что Он влияет на всех, и невозможно даже подумать, что кто-то выше Него и влияет на Него. Он наш возлюбленный («дод» на иврите), а мы Его возлюбленная («раая»), как написано в Песне Песней. Он влияет на нас.

Однако, здесь есть одно НО. Написано, что человек, который дает цдаку, влияет на наш мир тем, что приводит в него благословение и изобилие. Каким образом? Тем, что он дает цдаку, он делает приятное Всевышнему, так что Ему хочется дать благословение этому миру.

Как написано в книге Ошеа (10:12): «Сейте вам на цдаку». То есть цдака приравнена к посеву. Получается, что тот, кто дает цдаку, сеет в этом мире, а также влияет на желание Всевышнего дать изобилие.

Отсюда следует совершенно другое прочтение этого стиха: «Иша ки тазриа веялда – захар», то есть «женщина (принимающее начало, находящийся под влиянием, еврей из народа Израиля) которая посеяла (дал цдаку) и родила – мужского пола (то есть дающее, влияющее начало)». Или, собрав все воедино: тот, кто находится под влиянием, может посеять – и станет влияющим!

Получается, что когда мы даем цдаку, мы как будто делаемся подобными Всевышнему – мы можем дать, мы можем повлиять на этот мир! Для этого Он нас и создал – мы не можем быть совсем подобны Ему, потому что мы материальны, но по Его качествам – можем. Он дает нам, и мы, давая другим, уподобляемся Ему.

Это объяснение взято из книги «Нефеш Давид» и приведено в уроке на главу Тазриа равом Шломо Левинштейном.